Избирательность признания и тщеславия творца

Как писал Г. Селье, “ученые тщеславны, им нравится признание, они не безразличны к известности, которую приносит слава, но очень разборчивы в отношении того, чьего признания им хотелось бы добиться и за что им хотелось бы стать знаменитыми”.

“Однако эта жажда признания не должна превращаться в главную цель жизни”, “ни один подлинный ученый не примет желанного признания ценой превращения в мелкого политикана, вся энергия которого до такой степени поглощена “нажиманием на рычаги”, что для науки уже не остается сил”.

Таким образом, стремление к успеху, к тому, чтобы стать лучше, чтобы добиться выдающегося результата и благодаря этому приблизиться к ощущению собственной значимости в обществе и в своем деле, характерное уже не для обывателя, а для творческого человека (например, для настоящего ученого) отличается тем, что оно достаточно избирательное – это не элитарность любыми путями, а элитарность, признание в среде уважаемых, посвященных, значимых для ученого людей.

Но в творческой деятельности нередко случается так, что даже близкие коллеги и соратники могут не оценить по достоинству то или иное достижение. Наука и искусство принадлежат к тем сферам, где иногда приходится трудиться без надежды на быстрое признание и тогда получается, что настоящий ученый и художник внутренне всегда должны быть готовы и к непризнанию. Кто-то из великих сказал, что “настоящий философ начинается с того момента, когда он начинает писать в стол”.

По этому поводу другой известный философ М. Мамардашвили сказал, что “это не так просто – для работы “в стол” нужны мужество и терпение, особая моральная закалка”, а также “особая экстерриториальность собственного положения – завоеванная и выстраданная”, что даже создает ситуацию, когда у истинного мыслителя может и не быть учеников, которые должны были бы разделить со своим учителем непонимание и изгнанничество.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)