Особенности эмоциональной сферы

У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отстава­ние в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого яв­ляются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настрое­ний и контрастных проявлений эмоций. Они легко и, с точки зрения наблюдате­ля, часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот.

Отмечается нетолерантность к фрустрирующим ситуациям. Незначитель­ный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффек­тивную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессив­ным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму лич­ность. Нередко у дошкольников с задержкой психического развития отмечается состояние беспокойства, тревожность.

В отличие от нормально развивающихся детей дошкольники с задержкой психического развития фактически не нуждаются во взаимодействии со сверст­никами. Играть они предпочитают в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверст­ников, т.е. не выделяются друзья, межличностные отношения неустойчивы.

Взаимодействие носит ситуативный характер. Дети предпочитают общение со взрослыми или с детьми старше себя, но и в этих случаях не проявляют зна­чительной активности.

Существенно отметить своеобразие проявлений регулирующей роли эмо­ций в деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Трудно­сти, которые встречают дети при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возни­кают не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожида­ния затруднений, боязни неудачи. Эта боязнь значительно снижает продуктив­ность детей в решении интеллектуальных задач и приводит к формированию у них заниженной самооценки.

Недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в худшем по сравнению с нормально развивающимися детьми понимании эмоций как чужих, так и соб­ственных. Успешно опознаются только конкретные эмоции. Собственные про­стые эмоциональные состояния опознаются хуже, чем эмоции изображенных на картинах персонажей.

Можно предположить, что эти проявления трудностей в понимании эмоций связаны с несформированностью соответствующих образов-представлений. Вместе с тем следует отметить, что дети с задержкой психического развития достаточно успешно выделяют на картинах причины эмоциональных состояний персонажей, что оказывается недоступным умственно отсталым дошкольни­кам.

Приведенная характеристика дошкольников с задержкой психического раз­вития основывается на исследованиях детей, посещавших специальный дет­ский сад, т.е. отражает уже результаты определенной коррекционной работы. Все проявления отставания в развитии бывают тем меньше выражены, чем дольше ребенок находился в условиях специальной коррекционной группы и чем полноценнее была программа коррекционно-развивающей работы с ним.

Из приведенной характеристики становится очевидным, что основными направлениями работы с этими дошкольниками должны быть: формирование знаний и представлений об окружающем мире, развитие речи и общения, раз­витие моторики, формирование произвольной регуляции поведения и познава­тельной мотивации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)