Осязание

Осязание является основным видом контактной чувствительности, с помо­щью которого мы воспринимает действующие на нас предметы, прикасаясь к ним чувствительными поверхностями тела. Для людей, лишенных зрения, осязание является одним из сохранных ана­лизаторов, с помощью которого компенсируется недостаток информации, обу­словленный отсутствием или значительным снижением зрения.

Когда Кондильяк, известный французский философ, строил схему тех ис­точников, на основе которых формируется человеческая психика, он вообразил статую, лишенную всех ощущений, а следовательно, лишенную психики, и по­степенно наделял эту воображаемую статую отдельными ощущениями, про­слеживая, что каждое из них вносит в формирование психической жизни.

Первое и основное чувство, которым он наделил статую, было осязание, и это неслучайно. Осязание действительно является одной из основных форм чувствительности, оно принимает участие едва ли не во всех остальных фор­мах восприятия. Даже у зрительной рецепции есть скрытые элементы осяза­ния, которые непосредственно участвуют в процессе формирования образа.

Осязание в отличие от других форм чувствительности никогда полностью не выпадает. Мы знаем, что есть люди, лишенные зрения, слуха, – слепые, глу­хие, лишенные обоняния, даже лишенные вкуса, но людей, лишенных полно­стью осязания, нет. Выпадение осязания может иметь лишь локальный харак­тер, но никогда не захватывает всех частей тела, все рецепторные поверхно­сти. Наконец, осязание лучше, чем любой другой вид ощущений, дает возмож­ность проследить, как постепенно, в результате последовательных ощупыва­ний, из отдельных признаков создается целостный образ.

Считать, что осязание – относительно простой процесс, совершенно не­правильно, и сразу по двум причинам. Во-первых, сама кожная чувствитель­ность состоит из ряда более частных форм чувствительности. Во-вторых, ося­зание – это взаимодействие кожной чувствительности с двигательным анализа­ тором, вместе они составляют рабочий комплекс, который практически осуще­ствляет функцию осязания.

Осязание позволяет получить сложную информацию о предметах внешне­го мира; с его помощью может формироваться достаточно полный образ пред­мета. Слепые, пользуясь только осязательной чувствительностью, могут на­столько хорошо формировать субъективный образ объективного мира, что из­вестны даже слепые скульпторы (например, Лина По), которые только по ося­зательным ощущениям восстанавливали образ воспринимаемого объекта и де­лали великолепные скульптурные копии.

Если отдельные виды кожной чувствительности (тактильная, температур­ная, болевая) отражают только отдельные свойства предмета, к которому мы прикасаемся, то осязание как сложный комплекс кожной и проприоцептивной чувствительности обеспечивает отражение целостного образа предмета. В этом и состоит важное значение осязательной рецепции.
Это означает, что возникновение целостного образа предмета возможно только при происходящем в процессе осязания объединении тактильной и дви­гательной чувствительности.

Опыты, проведенные целым рядом исследователей, показали, что образ неподвижного относительно кожной поверхности предмета не возникает. Если вы, например, возьмете руку испытуемого и на эту руку положите ка­кой-нибудь предмет, он обычно ответит вам, что это «что-то холодное», «что-то теплое», «что-то длинное», «что-то шершавое», но никогда не скажет, какой предмет лежит у него на руке.

Рано погибший и очень интересный советский психолог Л. А. Шифман под­считал, что в словесном отчете испытуемого о предмете, приложенном к непо­движной коже, 98 % занимают прилагательные, обозначающие его отдельные качества. Значит, кожа воспринимает только отдельные свойства, и нужно движение, перемещение предмета относительно кожи (ощупывающие движения, иначе го­воря), чтобы человек мог воспринять предмет в целом, ощутить его форму.

Интересные результаты были получены Шифманом в опытах, когда он прикладывал вырезанную из фанеры фигурку к кожеруки или предплечья, а за­тем просил испытуемого нарисовать предмет, который он ощущает. Результа­ты были таковы: если приложен круг – испытуемый рисует круг; приложен тре­угольник – испытуемый рисует треугольник; если приложен ромб, звезда, квад­рат – испытуемый рисует круг. Иными словами, есть ощущение какого-то пред­мета, но восприятия цельного предмета не получается.

В опытах ряда исследователей (Шифман, Веккер, Котлярова) показана роль восприятия кожей не отдельного свойства, а целой цепи признаков, когда дается так называемая развертка предмета. К коже испытуемого прикасались определенным предметом, а затем экспериментатор двигал его по коже испы­туемого. Ощупывающие движения пальцев отсутствовали. Таким образом, воз­можность тактильного восприятия развертки создавалась, а активные мышеч­ные компоненты устранялись. Что же получилось при такой пассивной разверт­ке? Оказывается, отражались более богато элементы предмета, но точного об­раза не получалось.

При пассивном восприятии развертки отражается, следовательно, цепь признаков, но эта цепь признаков не синтезируется в целостный образ. Для того чтобы обеспечить отражение целого образа, необходимо включение мы­шечной рецепции наряду с тактильной, т.е. необходим переход к активным дви­жением ощупывающего органа, переход от пассивного осязания к ощупыва­нию.

С помощью руки, которая устроена так, что большой палец противостоит всем остальным (к этому привел процесс эволюции), человек имеет возмож­ность захватывать предмет, ощупывать его, получать информацию об отдель­ных его признаках и затем синтезировать их в цельный образ. Какова же структура этого акта ощупывания, позволяющего незрячему че­ловеку воспроизвести слепок, образ воздействующего на него предмета?

Ленинградские психологи Веккер и Ломов тщательно изучили структуру ощупывающего движения, в результате которого формируется осязательный образ внешнего предмета. Прежде всего оказалось, что это движение не яв­ляется непрерывным и плавным: это ряд отдельных, прерывистых, дискретных движений и пауз, представляющих собой не что иное, как дробление ощупыва­емого предмета на отдельные единицы.

Оказалось далее, что движения при ощупывании предмета неодинаковы. Сначала выделяются мельчайшие движения размахом 2–3 мм. Эти движения прерываются на критической точке предмета; например, руки останавливаются на ребрах ощупываемой фигуры, там, где ее контуры меняют направление. Это дает дробную информацию и составляет основу предварительной, ориентиро­вочной фазы ощупывания.

Лишь потом, на второй фазе, эти движения начина­ют носить более общий, синтетический характер. Рука, которая сначала выде­ляла отдельные компоненты, пробегает по всему предмету, причем движение уподобляется этому предмету, и только после этих общих, обзорных движений возникает тактильный образ предмета.

Характерно также, что для полноценно­го осязательного восприятия образа обычно включаются несколько принимаю­щих каналов: человек никогда не ощупывает предмет одним пальцем, он вклю­чает несколько пальцев, с тем чтобы отдельные элементы ощупываемого объекта одновременно ощущались разными пальцами. При этом наиболее ак­тивную роль, как показали исследования, играют большой и указательный пальцы, роль мизинца и безымянного пальца незначительна. Соответственно этому большой и указательный пальцы представлены в коре головного мозга особенно большими площадями.

Иногда для полноценного ощупывания включается и вторая рука, тогда возникает двуручное ощупывание. При этом руки, ощупывающие предмет, иг­рают неодинаковую роль. У правшей правая рука играет активную ощупываю­щую роль, а левая служит для поддержания предмета и получения глобальной, общей информации о предмете. У левшей – наоборот.

Особый интерес представляет собой явление, которое на первый взгляд может показаться парадоксальным. Оказывается, что можно ощупывать пред­мет не только рукой. Зубному врачу для ощупывания больного зуба отлично служит зубоврачебный инструмент. Острие ощупывающего инструмента пере­дает синтетические ощущения на суставы пальцев, на кисть или предплечье. Ощупывание может быть доступным даже человеку с ампутированными рука­ ми, которые по-прежнему сохраняют эту возможность.

Рассмотрим несколько подробнее роль структуры самого предмета в акте осязательного восприятия. Если структура предмета проста, то одного движения достаточно для того, чтобы синтезировать образ (например, резиновый мяч).

Иначе воссоздается образ предмета, который характеризуется целым комплексом признаков, например ключ. Образ ключа синтезируется на основа­нии нескольких элементов. Тут есть стержень, который сам по себе не являет­ся признаком, передающим исчерпывающую информацию: форму стержня имеет и зубоврачебный инструмент, и карандаш, и многие другие предметы. Есть кольцо и есть бородка ключа.

Если посмотреть, как испытуемый ощупыва­ет ключ при воссоздании его образа, то можно увидеть, что его рука быстро скользит по длинному стержню, не несущему решающей информации, останав­ливается на кольце и, наконец, на бородке, несущей решающую информацию.

Значит, в ощупываемом предмете можно выделить признаки, содержащие относительно мало информации, т.е. мало отличающие данный предмет от других предметов, и признаки, несущиедостаточную информацию, чтобы от­личить его от всех других объектов. В наиболее простых случаях довольно вы­делить один признак, несущий максимальную информацию, например у иглы достаточно нащупать ее острие или у гребешка – его гнущиеся зубчики, чтобы сделать правильное заключение.

В случае более сложной структуры необходи­мо бывает выделить несколько признаков или их сочетания. При ощупывании ножниц необходимо выделить комбинацию, по крайней мере, двух признаков – наличие лезвий и наличие колец, за которые их следует брать.

Воссоздание образа ключа потребует выделения по крайней мере трех элементов: стержня, кольца и, главное, бородки ключа. Чем сложнее предмет, тем большее количе­ство несущих информацию признаков он в себя включает и тем больше необ­ходимость в синтезе этих признаков.

Оказалось, что движение ощупывания распределяется неравномерно, и главная масса ощупывающих движений падает на выделение информативных признаков. Процесс ощупывания имеет свое развитие. Он сначала носит развернутый характер, а затем испытуемый перестает обращаться к несущественным, избы­ точным точкам и сосредоточивается на элементах, несущих максимальную ин­ формацию.

Это было прослежено на процессе упражнения в ощупывании как у взрос­лых, так и у детей. Если маленький ребенок, скажем 4–5 лет, при первом предъявлении предмета делает примерно 6 ощупывающих движений в сред­нем, то при четвертом предъявлении этого предмета ему достаточно трех движений. Ребенок 8–9 лет при первоначальном ощупывании предмета совершает только одно движение, выделяя соответствующим образом наиболее инфор­

мативную точку, и делает заключение о том, что за предмет перед ним нахо­дится).

Таким образом, воссоздание осязательного образа проходит ряд стадий: сначала это мелкие дробные движения, выделяющие признаки, затем более обобщенные движения руки, исследующие предмет, и, наконец, движения, ко­торые несут синтезирующую функцию.
Этот путь от развернутого, полного ощупывания к сокращенному ощупыва­нию и есть процесс синтеза осязательного воспринимаемого образа.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)