Основные виды функциональных экономических систем в России

Одним из основных механизмов, стимулирующих потребительский и инвестиционный спрос, в национальной экономике является функциональная экономическая система, регулирующая уровень инфляции.

Ее структурообразующим элементом является денежнокредитная политика Центрального банка РФ, который использует в целях регулирования:

  • политику обязательных резервов;
  • уровень процентной ставки Центрального банка;
  • регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков;
  • операции на открытом рынке.

Составным элементом данной ФЭС и мощным инструментом кредитно-денежной политики, особенно в условиях высокой инфляции, является изменение резервной нормы отчислений в Фонд обязательного резервирования (ФОР).

Введение обязательной нормы резерва в России в начале 1990х гг. было обусловлено необходимостью сокращения высокого уровня инфляции, обеспечения достаточного уровня ликвидности коммерческих банков, унификации и обеспечения надежного контроля за их деятельностью.

Зависимость между нормами обязательного резервирования и инфляционным потенциалом экономики носит характер обратной лропорциональности, т.е. чем выше нормы резервов, тем меньше средств находится в обороте, тем соответственно ниже темпы роста цен.

Однако чрезмерное повышение резервных отчислений чревато снижением деловой активности, невозможностью для банков эффективно использовать привлеченные ресурсы, что, в свою очередь, является тормозом развития банковской системы и одной из предпосылок кризиса всей банковской системы.

В целом средние нормы обязательного резервирования в России в начале третьего тысячелетия значительно превышали аналогичные показатели ведущих индустриально развитых стран. Снижение норм обязательных резервов по срочным вкладам будет возможным в условиях расширения активности коммерческих банков в области долгосрочного кредита и уменьшения рискованности банковского кредитования.

Эффективным инструментом регулирования денежной массы и инфляционных процессов является политика процентной ставки или ставки рефинансирования, под которые Центральный банк РФ предоставляет кредиты коммерческим банкам.

В мировой практике учетная ставка, с точки зрения коммерческих банков, — это издержки избыточных резервов. Поэтому когда нацио1 нальный банк понижает эту ставку, он поощряет коммерческие банки к получению ссуд. Соответственно кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег.

Снижение процентных ставок стимулирует предпринимательскую деятельность, инвестиционный процесс и тем самым экономический рост.

В случае достаточно низкой инфляции изменение процентной ставки может использоваться в целях стимулирования роста денежной массы в экономике, что приводит к ее оживлению, способствует переориентации инвестиционных потоков с государственных бумаг на фондовый рынок.

Для этих целей происходит понижение уровня процентных ставок.

В свою очередь, повышая учетную ставку, национальный Центральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов и соответственно предложение денег.

С точки зрения движения мирового капитала высокая учетная ставка может быть инструментом привлечения иностранного капитала для краткосрочных спекулятивных операций.

В настоящее время Центральный банк РФ придерживается политики соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции.

Если бы годовой уровень инфляции в России в 2005 г. составил в среднем 8— 10%, а в экономике сохранилась тенденция к росту, то теоретически можно предположить, что ставка рефинансирования в 2005—2006 гг. может быть понижена до 8—10%.

На наш взгляд, потенциал инфляционного роста в России исчерпан. В долгосрочной перспективе необходима радикальная смена девальвационноинфляционной политики на политику укрепления национальной валюты, снижения инфляции до приемлемого уровня и стимулирования экономического роста.

Одной из основных ФЭС в рыночной экономике является система формирования иподдержания конкурентной среды и защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, которая создает оптимальные условия для развития частного предпринимательства и добросовестной конкуренции. С ее помощью осуществляется контролируемый доступ на внутренний рынок конкурентоспособной продукции из других стран, которая заставляет местных товаропроизводителей постоянно поддерживать соответствующий уровень качества и цены товара. Эта же функциональная система обеспечивает защиту местных товаропроизводителей от ввоза товаров по демпинговым ценам и является основным инструментом проведения антидемпинговой политики.

Формальными показателями, которые характеризуют уровень развития и эффективность функционирования этой системы, являются показатели степени экономической свободы, степень открытости экономики, степень финансового риска и риска для иностранных инвестиций.

Основными структурообразующими элементами этих ФЭС в различных странах являются антимонопольные комитеты, государственные органы, поддерживающие малый и средний бизнес.

В России целостная система защиты отечественного товаропроизводителя от иностранной конкуренции на внутреннем рынке находится в процессе становления. В 1998 г. был принят Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами». Создана Комиссия Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможеннотарифной политике. Повысился уровень анализа ситуации на внутреннем и зарубежных товарных рынках и др.

В период 2000—2005 гг. были проведены расследования и подтверждены факты возросшего ввоза в Россию целого ряда товаров: труб, швеллеров, оцинкованного проката, карамели, сахарного сиропа из Украины, оцинкованного проката из Казахстана.

Оценен ущерб, нанесенный российской промышленности.

Материалы расследования явились основанием для принятия Правительством Российской Федерации мер по защите внутреннего рынка в форме антидемпинговых пошлин, введения квот на поставку товаров, добровольных ограничений и др.

В России существует также функциональная система, обеспечивающая сбалансированность государственного бюджета. С помощью бюджета правительство распределяет национальный продукт между частным и общественным секторами, между потреблением и инвестициями. Бюджет может способствовать экономическому росту и регулированию объемов производства в различных сферах экономики, стимулируя приоритетные отрасли.

Дефицит государственного бюджета относится к разрядуважнейших макроэкономических показателей, характеризующих устойчивость экономической системы.

После распада СССР в России сохранялся значительный дефицит государственного бюджета.

Следует подчеркнуть, что экономический и финансовый кризис в России в 1998 г. во многом был обусловлен кризисом бюджетным, отсутствием нормальной налоговой системы и соответствующей функциональной системы.

В начале XXI в. Правительству РФ, проводя последовательную политику в области бюджетного планирования, удалось несколько переломить ситуацию. В частности, бюджет 2000 г. за первую половину года – был сведен с общим профицитом в размере 1,7% ВВП, при этом первичный профицит составил 4,9%. Бюджеты России на 2001—2004 гг. исполнялись с первичным профицитом.

Формирование в России рассматриваемой ФЭС, переход на бездефицитное планирование государственного бюджета возможны лишь в случае восстановления управляемости экономики, решения проблемы внешнего долга и создания соответствующих институтов. •

Рассмотренную выше ФЭС дополняет функциональная система, обеспечивающая формирование и использование золотовалютныхрезервов. Наличие золотовалютных резервов и их размер свидетельствуют о прочности финансового положения страны и стабильности национальной валюты. Золотовалютные резервы могут служить источником погашения внешнего долга, а в критических ситуациях — как источник покрытия дефицита торгового или платежного балансов.

Как правило, официал ьныезолотовалютныерезервыпредставляют собой активы органов денежнокредитного регулирования (ЦБ России или Минфина России) в форме свободно конвертируемых валют (СКВ) и золота за вычетом соответствующих краткосрочных пассивов, а также обязательств перед МВФ по привлеченным кредитам.

Валютные резервы России начали формироваться в 1992 г. после выхода Указа Президента РФ об обязательной продаже 50% экспортной выручки резидентов ЦБ России.

В том же году валютные резервы были пополнены за счет средств первого транша стабилизационного кредита Standby, предоставленного России МВФ.

С отменой обязательной продажи части валютной выручки основным источником пополнения валютных резервов стали операции ЦБ России на внутреннем валютном рынке, прямые покупки валюты у Минфина России, а также доходы от операций со средствами валютного резерва на мировом валютном рынке.

Политика Правительства России на увеличение золотовалютных резервов позволила увеличить их объем к концу 2001 г. до 39 млрд долл., к концу 2002 г. — до 47,8 млрд долл., к концу 2003 г. — до 60 млрд долл. К концу 2004 г. в связи с укреплением рубля и активными закупками валюты ЦБ России золотовалютные резервы страны составили около 120 млрд долл., а в середине 2005 г. превысили 150 млрд долл.

В мировой практике для оценки оптимального объема золотовалютных резервов страны используется коэффициент достаточности международных резервов. Он рассчитывается как возможность покрытия резервами среднемесячного импорта страны. По международным критериям приемлемым считается уровень резервов, покрывающий трехмесячный импорт.

Достичь такого уровня международных резервов России удалось лишь в I квартале 1997 г. Однако во II квартале он упал до отметки в два месяца и вплоть до I квартала 2000 г. данный показатель был меньше трехмесячного рубежа. Во II квартале 2004 г. он составил более 6 месяцев.

Структура официальных валютных резервов России в начале 90х гг. несколько отличалась от среднемировой, несмотря на процесс диверсификации как валютного рынка, так и валютного наполнения резервов ЦБ России. По данным на ноябрь 2003 г., из всех валютных резервов России (63,5 млрд долл.) 70% приходилось на доллар США, на евро — около 25% и на прочие валюты (в основном английский фунт стерлингов и иену) — 5%.

Золотовалютные резервы состоят из двух портфелей—инвестиционного и операционного.

Подавляющая часть резервных валютных средств России (около 95%) в 90е гг. размещалась в краткои среднесрочных казначейских ценных бумагах государств — эмитентов соответствующих видов валют. Такая структура размещения позволяет, вопервых, обеспечить должную ликвидность вложений, а вовторых, гарантирует высокую надежность вложений. Учитывая тот факт, что средства в ценных бумагах хранятся на балансах центральных банков соответствующих стран, они не будут потеряны даже в случае банкротства Казначейства США или краха «Бундесбанка» Германии.

Небольшая часть резервных средств размешается в негосударственном секторе рынка, при этом чаще всего используются депозиты «overnight», размещаемые в первоклассных западных банках, имеющих рейтинг «АА» в соответствии с классификацией международных рейтинговых агентств. Центральный банк РФ воздерживается от масштабных вложений средств в малообеспеченные активы, такие как депозитные сертификаты и векселя.

В связи со значительным ростом объема золотовалютных резервов ЦБ России в 2003 г. принял новую инвестиционную директиву, согласно которой формируется долгосрочный инвестиционный портфель. Последний раз этот портфель пересматривался в 1999 г.

Операционный портфель по новой директиве не должен превышать 2 млрд долл.

Значительно диверсифицируется структура инвестиционного портфеля. В целом процесс диверсификации конвертируемых валют, обращающихся на валютном рынке России, носит объективный характер. В перспективе это будет оказывать влияние на структуру золотовалютных резервов в плане уменьшения доли долларов США и увеличения запасов евро, английского фунта, швейцарского франка и СКВ других промышленно развитых стран. Основная цель новой директивы — добиться максимальной доходности на активы.

Важной частью официальных золотовалютных резервов является золотой запас. По состоянию на 1 января 1995 г. официальные запасы золота в России составляли 321,8 т, из них 189,0 т находились в ЦБ России и 132,8 т — в хранилищах Комитета по драгоценным металлам и драгоценны м камня м. К середине 1999 г. золотой запас России увеличился до 424 т и к2003 г. — до 450 т. В середине 2003 г. стоимость золота в составе золотовалютных резервов ЦБ России составляла 3,7 млрд долл.

Для страны, которая имеет крупнейшие в мире разведанные месторождения золота и является одним из ведущих производителей этого драгоценного металла, размер золотого запаса слишком мал. Несмотря на то что золото постепенно теряет свое значение в качестве средства накопления, промышленно развитые страны продолжают сохранять значительные накопления золота, которые составляют в среднем около половины всех золотовалютных резервов. Всего мировые запасы золота в начале третьего тысячелетия оценивались в 36 тыс. т, в том числе запасы МВФ составляли 3,2 тыс. т.

Движение капитала в масштабах глобальной экономики осуществляется в формах прямых и портфельных инвестиций, покупки государственных, корпоративных и иных видов ценных бумаг, валюты и др. Ключевым элементом инвестиционного процесса на страновом и глобальномуровняхявляются фондовые биржи.

Функциональная система, обеспечивающая притоки движение ка питала, начала складываться в конце прошлого века с процесса объединения страновых фондовых бирж с использованием новых информационных технологий, которая привела к созданию глобального фондового рынка, в рамках которого объем торгов в конце 2002 г. превышал 40 трлн долл.

Интеграционные процессы на фоновом рынке активизировались в 90е гг. после появления единого фондового рынка стран Европейского сообщества, создания Единой европейской фондовой биржи (EURER) и Фондовой биржи стран Центральной и Восточной Европы (ССЕХ).

В 2000 г. было положено начало созданию глобального фондового рынка: десять фондовых бирж — НьюЙоркская, Токийская, Амстердамская, Брюссельская, Парижская, Австралийская, Гонконгская, Торонтская, Мексиканская, СанПаулская объявили о планах формирования глобального рынка Global Equity Market — GEM.

Капитализация мирового рынка акций осуществлялась достаточно высокими темпами. Суммарная стоимость акций на мировом фондовом рынке за период с 1987 по 2000 г. увеличилась в пять раз и достигла своего абсолютного максимума в 43 трлн долл. Однако фондовый бум носил во многом спекулятивный характер, и в 2000 г. последовали очередной обвал курсов и снижение общей капитализации мирового фондового рынка. За период с 2000 по 2002 г. мировой фондовый индекс сократился на 39%, в абсолютных показателях это снижение составило 13 трлн долл.

В 2003 г. был зафиксирован подъем деловой активности и рост показателей мирового фондового рынка. На мировом рынке корпоративных бумаг в начале третьего тысячелетия продолжали доминировать американские компании. В 2003 г. доля США на мировом фондовом рынке вновь увеличилась до 53%, доля Великобритании составила 10%,Японии — 8,6, Франции — 4, Германии — 3, Швейцарии — 2,8%.

Существенно выросли темпы роста основных биржевых индексов. Так, индекс ДоуДжонса за период с 1906 по 1972 г. увеличился со 100 до 1 тыс. пунктов, с 1991 по 2002 г. данный индекс повысился с 3 тыс. до 11 тыс. пунктов. По прогнозам специалистов, к 2020 г. индекс ДоуДжонса может достичь 100 тыс. пунктов.

Российский фондовый рынок—один из самых молодых в мире. Формирование его в России в относится к началу 1990х гг., когда начался процесс приватизации. В России сформировалась особая модель рынка ценных бумаг, которая отличается от американской и немецкой моделей. С одной стороны, в России отсутствуют какиелибо ограничения на деятельность банков на рынке ценных бумаг. Банки выступают одновременно и инвесторами, и профессиональными участниками рынка. В этом отличие от американского рынка. С другой стороны, в России получили развитие институты коллективного инвестирования и, что самое главное, существуют небанковские профессиональные посредники — брокерскодилерские фирмы. Этим российский рынок отличается от немецкого, где нет небанковских структур.

Однако как бы ни отличались в разных странах системы торгов, инвестиционные институты, ценные бумаги, суть фондового рынка остается одной — обслуживание потребностей экономического роста.

Специфика российского рынка связана с особенностями структуры собственности российских корпораций. Существенная доля акций предприятий находится сегодня в руках инсайдеров — работников и менеджеров этих предприятий.

Серьезной проблемой российского фондового рынка является слабое правовое обеспечение. Существует острая необходимость принятия важнейших законов, регулирующих рынок ценных бумаг.

Капитализация российского рынка акций приватизированных предприятий в 1996 г. достигла 21,3 млрд долл., стоимость акций прочих эмитентов составляла 1,4 млрд долл.

Негативное влияние на развитие российского фондового рынка оказал финансовый кризис 1998 г., в результате которого объем операций на нем с ценными бумагами в долларовом исчислении в 1998 г. уменьшился на 95%. Финансовый кризис негативно повлиял на инвестиционную привлекательность России. Российские и иностранные инвесторы понесли огромные убытки. Кризис надолго подорвал доверие населения страны к вложению средств в ценные бумаги, инвестиционные институты и коммерческие банки. В результате падения цен на акции в 1998 г. произошло перераспределение прав собственности с использованием инструментария новых эмиссий акций в ущерб иностранным акционерам. Финансовый кризис стал серьезным испытанием для профессиональных участников рынка ценных бумаг и институтов коллективного инвестирования: в условиях ухода иностранных инвесторов остро проявился кризис организованного дилерского рынка, существовавшего в рамках российской торговой системы.

Вместе с тем Московская фондовая биржа (МФБ) и Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) в условиях кризиса оказались более жизнеспособными. Финансовый кризис способствовал концентрации профессиональных участников рынка ценных бумаг и укрупнению специализированных регистраторов.

До весны 1999 г. фондовый рынок находился в состоянии стагнации. Суммарная валютная капитализация российских компаний составляла около 20% от уровня октября 1997 г.

Оживление рынка началось после того, как было принято решение о допустимости инвестирования средств нерезидентов, полученных в ходе новации, в акции российских эмитентов. Список последних был официально определен только в апреле 1999 г. и включал 6 компаний. Иностранным участникам было разрешено проводить операции на ММВБ, которая является единственной торговой площадкой для государственных облигаций.

Во второй половине 1999 г. фондовый рынок начал быстрый рост, и по итогам года российский фондовый рынок оказался самым динамичным в мире. Основным критерием для определения места в рейтинге служит динамика главного фондового индекса той или иной страны, рассчитанная в национальной валюте.

По состоянию на начало 2001 г. Федеральная комиссия по ценным бумагам России оценивала рыночную капитализацию российских компаний в 55 млрд долл., что составляло 33% ВВП.

Фондовый рынок — стратегически важная отрасль экономики, которая в России пока не в полной мере выполняет главное предназначение — мобилизацию инвестиций и обеспечение трансформации накоплений в доступные для производителей финансовые ресурсы.

Финансовый и фондовый кризисы конца 90х гг. провели четкий водораздел, оставив «на плаву» наиболее жизнеспособные компании, способные веста, разумную инвестиционную политику в сложных условиях российского рынка, активно расширяющие свои инвестиционные возможности.

Постепенно в России формируются институциональные основы создания функциональной системы движения капитала. Помимо ММВБ, в настоящее время инфраструктуру фондового рынка образуют 14 организаторов торговли, 5 клиринговых организаций, 164 депозитария и 119 реестродержателей.

Несмотря на достаточно разветвленную инфраструктуру, торговля акциями остается высококонцентрированной. Более 95% оборотов рынка приходится на сделки с акциями 10 эмитентов. Крупнейшие брокерско-дилерские компании (их 15) расположены в Москве и контролируют более 80% всех операций.

По-прежнему широко распространена практика проведения йофшорных операций. По оценкам профессиональных участников рынка, на долю офшоров приходится не менее 60% оборота всех операций с акциями российских предприятий.

В долгосрочной перспективе капитализация российского рынка корпоративных ценных бумаг может возрасти в несколько раз и превысит 150—200 млрД долл.

Функциональная система защиты окружающей среды базируется на принципе устойчивого развития, т.е. экономика должна удовлетворять потребности людей, но ее рост должен вписываться в пределы экологических возможностей планеты. Вместо хаотичного беспредельного роста необходимо сбалансированное устойчивое развитие цивилизации.

Основными структурными элементами этих систем на страновом уровне являются соответствующие министерства и ведомства, а на международном уровне — Комиссия ООН по защите окружающей среды (ЮНЕП).

Функциональные экономические системы, обеспечивающие социальную защиту населения и параметры внешнего и внутреннего долга, будут рассмотрены в соответствующих разделах.

Функциональную систему образуют также саморегулирующиеся организации бизнеса. Понятие «саморегулирование хозяйственной деятельности» — относительно новое явление для экономики России. В отдельных отраслях и на межотраслевом уровне существуют организации, называющие себя организациями саморегулирования. Понятие «организации саморегулирования» присутствует в ряде законодательных актов Российской Федерации.

Саморегулирование предполагает установление определенных формализованных «правил игры» для участников определенного сегмента рынка. Под формализованными правилами понимаются те правила, которые зафиксированы в виде конкретных документов (кодекса профессиональной этики и др.) и включают санкции за нарушение этих правил, механизмы разрешения конфликтов между участниками рынка, которые в известной степени ограничивают свободу экономических агентов.

Установление «правил игры» и разрешение конфликтов осуществляется самими участниками рынка без прямого вмешательства государства. С этой целью ими создаются специальные организационные структуры — организации саморегулирования, которым и делегируются определенные полномочия и часть прав экономических агентов.

Иными словами, формируется трехсторонняя структура управления хозяйственной деятельностью, однако третьей стороной выступает не государство в лице судебноарбитражной системы или отраслевых регулирующих агентств, а специальные организации, созданные и контролируемые самими участниками рынка.

Правила саморегулирования не противоречат формальным нормам, созданным государством, и являются легитимными.

Безусловно, в реальной экономике могут существовать соглашения экономических агентов, воздействующие на их поведение на рынке и предполагающие определенные санкции за нарушения, но при этом противоречащие формальным нормам.

Типичный пример таких соглашений — неформальные картельные соглашения, которые под наше определение организаций саморегулирования не подпадают.

Соответственно нормы саморегулирования могут дополнять, расширять или ужесточать нормы государственного регулирования. В некоторых случаях саморегулирование действует в тех сферах, где в силу какихто причин отсутствует формальное законодательное регулирование. Более того, если система саморегулирования складывается раньше, чем государственное регулирование, государство может отказаться от вмешательства в данную сферу.

В некоторых случаях взаимодействие государственного регулирования и саморегулирования может идти по пути передачи части полномочий государственных органов организациям саморегулирования, причем государство здесь может быть инициатором создания организаций саморегулирования.

Достаточно часто организации саморегулирования устанавливают для своих членов более жесткие нормы поведения, чем законодательство. Подобное ужесточение норм может быть фактором победы в конкурентной борьбе. Как правило, фирмы, соблюдающие более жесткие условия взаимодействия с клиентами и партнерами, оказываются более привлекательными для клиентов. В данном случае для фирм членство в организации саморегулирования является разновидностью рыночного сигнала, подаваемого потребителям.

С другой стороны, принятие более жестких норм может служить реакцией на опасность ужесточения государственного регулирования. В ситуации, когда государство собирается ввести более жесткие нормы регулирования, бизнесу бывает выгодно опередить его, самостоятельно ввести более жесткие стандарты и таким образом показать, что бизнес сам в состоянии эффективно контролировать рынок и дополнительное государственное вмешательство не нужно.

Есть сферы хозяйственной деятельности, где государственное регулирование объективно затруднено. К таким сферам прежде всего относится реклама, которая по сути представляет собой своеобразный симбиоз коммерции и искусства и может оказывать негативное воздействие на потребителя художественными средствами при соблюдении буквы закона.

Законодательство дополняется кодексами деловойэтики организаций саморегулирования, которые конкретизируют положения законодательства. Кроме того, организации саморегулирования при рассмотрении конкретных случаев руководствуются не только буквой закона или кодекса, но и здравым смыслом и могут рекомендовать снять или изменить рекламу, формально соответствующую букве закона .

Саморегулирование часто дополняется урегулированием (соге§иМюп), т.е. совместным участием в регулировании государства и различных рыночных агентов (как производителей, так и потребителей, организаций инфраструктуры и т.п.).

Системы сорегулирования также являются формой многостороннего управления, однако в отличие от саморегулирования предполагают более широкий круг участников, — не только бизнес, но и государство и другие заинтересованные организации (потребительские объединения, профсоюзы и т.п.).

Это различие принципиально по ряду причин. Во-первых, если организации саморегулирования направлены прежде всего на защиту интересов бизнеса в данной сфере, а необходимость учета интересов потребителей или угроза государственного вмешательства воспринимаются как внешние ограничения, то организации и системы урегулирования служат для согласования (расходящихся) интересов различных «игроков».

Зачастую элементы сорегулирования формируются путем введения либо в структуры управления крупными корпорациями (в основном естественными монополиями) представителей общественности, либо в государственные регулирующие органы представителей бизнеса и/или общественности. (Урегулирование принимает иные организационные формы, чем саморегулирование.

Во-вторых, различаются мотивации участников организаций саморегулирования и сорегулирования. Если в организациях саморегулирования ведущим мотивом для их членов является получение конкурентных преимуществ и иных частных благ, то в организациях сорегулирования решается проблема балансирования интересов различных участников рынка.

Поэтому как представители интересов бизнеса данной отрасли в таких организациях участвуют чаще всего не отдельные компании, а бизнесассоциации (в том числе организации саморегулирования).

Отдельные компании могут участвовать в системах сорегулирования в том случае, если частные выгоды от участия в подобной системе (от установления правил, учитывающих интересы всего бизнеса отрасли) превышают частные издержки.

Это, как правило, справедливо для компаний, обладающих монопольным или доминирующим положением на рынке. В ряде случаев участие в системах сорегулирования может быть привлекательным и для компаний с меньшей рыночной долей, которые, однако, способны получить иные, кроме общих рыночных правил, выгоды от участия в сорегулировании (например, политический эффект для собственников или высших менеджеров компаний).

В-третьих, эффективность саморегулирования и сорегулирования может существенно разниться как результат различий в функциях, мотивации и организационных формах данных институтов. При слабом представительстве какоголибо из участников процесса (неважно, государства, бизнеса или потребителей) теряется сам смысл сорегулирования как системы регулирования, построенной на балансе интересов различных сторон.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)