Основные понятия и определения товароведения

Товароведение медицинских и фармацевтических  товаров — комплексная научная дисциплина, изучающая:

  • потребительную стоимость медицинских и фармацевтических товаров;
  • их классификацию и кодирование;
  • стандартизацию;
  • факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров;
  • методы контроля и оценки качества;
  • конкурентоспособность;
  • закономерности формирования ассортимента товаров, его структуру;
  • условия сохранения качества товаров при их транспортировке, хранении, потреблении и эксплуатации.

Термин «товароведениеc происходит от слов «товарc и «ведатьc. Последнее слово переводится с санскрита на русский язык как знание. Следовательно, товароведение это — знание о товаре.

Предметом товароведения является  товар.  Знания о товаре необходимы тем, кто встречается с ним на всех этапах его продвижения от разработчика до потребителя (пациента). Особенно эти знания необходимы провизору, который осуществляет производство, продвижение, хранение медицинских и фармацевтических товаров и обеспечение ими потребителя.

Существует много определений товара. Общепринятым является определение, данное в Большой Советской энциклопедии: «товар — продукт труда, произведенный для продажиc.

В товароведении было принято приведенное ниже определение товара, поскольку оно отражает основную функцию товара — удовлетворение общественной потребности. Товар — продукт труда, предназначенный для продажи с целью  удовлетворения  какой-либо  общественной  потребности.

По формулировке Ф. Котлера, «товар — все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления, включая физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеиc.

На наш взгляд, в настоящее время именно это определение более приемлемо как для товароведения, так и маркетинга, т. к. в последние годы товароведение призвано заниматься как физическими объектами в качестве товара, так и услугами.

При этом в  соответствии с  Федеральным  законом о  лекарственных  средствах (в редакции Федеральных законов от 02.01.00 № 5-ФЗ, от 30.12.01 № 196-ФЗ, от

10.01.03 № 15 ФЗ, от 30.06.03 № 86-ФЗ, от 22.08.04 № 122-ФЗ) выделяют следующие понятия: лекарственные средства, лекарственные препараты, иммунобиологические лекарственные препараты, наркотические лекарственные средства, психотропные средства, психотропные вещества, патентованные лекарственные средства, оригинальные лекарственные средства, воспроизведенные лекарственные средства.

В Федеральном законе об обращении лекарственных средств от в редакции от 13.07.15 добавлены следующие понятия: фармацевтические субстанции, вспомогательные вещества, лекарственная форма, радиофармацевтические лекарственные средства, лекарственное растительное сырье, лекарственный растительный препарат, гомеопатическое лекарственное средство, международное непатентованное наименование лекарственного средства, торговое наименование лекарственного средства, фальсифицированное лекарственное средство, недоброкачественное лекарственное средство, контрафактное лекарственное средство.

Определения этих понятий есть в соответствующих законах, и мы их дадим в соответствующих разделах учебника.

Как следует из определения, приведенного выше, товар характеризуется потребительными свойствами, обусловливающими способность товара удовлетворять конкретные потребности. Эти потребительные свойства проявляются только в процессе потребления или эксплуатации.

Термин потребление относится к товарам, которые в процессе использования расходуются сами (пример: лекарственные средства, химические реактивы для анализов, медицинские инструменты одноразового применения и т. п.).

Термин эксплуатация относится к товарам, которые в процессе использования расходуют свой ресурс (пример: медицинские инструменты, приборы и оборудование).

Медицинские и фармацевтические товары характеризуются многими свойствами, однако не все из них являются потребительными.

Провизор должен знать все свойства медицинского или фармацевтического товара и уметь выделить из них те, которые удовлетворяют нужду пациента в лечении или профилактике конкретного заболевания. Например, вата медицинская гигроскопичная хорошо горит.

Но это свойство не может быть потребительным с точки зрения медицинской сестры, использующей ее при операции или при уходе за больными. Анализируя свойства ваты, в качестве потребительных можно выделить высокую поглотительную способность и капиллярность — то, что обеспечивает ее высокую гигроскопичность.

Классификация потребительных свойств медицинских и фармацевтических товаров имеет большое значение для аргументированного подхода к их анализу и оценке, особенно в условиях современного медицинского и фармацевтического рынка, где работа требует быстрой ориентации в потребительных свойствах товара для выбора наиболее конкурентоспособного.

Для того чтобы товар мог удовлетворить потребность человека, он должен обладать полезностью.

С позиции экономической теории полезность — общее удовлетворение, получаемое от потребления товаров или услуг. Именно полезность превращает продукт труда в товар, который обладает потребительной стоимостью. Различают стоимость (меновую стоимость) и потребительную стоимость товара.

Стоимость товара определяется общественно необходимым трудом, затраченным на его производство. Денежным выражением меновой стоимости является цена. Потребительная стоимость товара — экономическая категория, проявляющаяся при использовании блага.

В денежном выражении потребительная стоимость может превышать цену товара. (Пример: цена лекарственного средства в аптеке у дома может быть выше, чем в другой аптеке. Покупатель, спешащий домой с работы, имеет возможность выбора — купить лекарство в ближайшей аптеке и сэкономить время или в пройти в дальнюю и сэкономить деньги).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)