Основные понятия и определения и их классификация
Терминология упаковывания продукции различного назначения, в том числе и медицинского, регламентируется ГОСТ-ами. В соответствии с ГОСТ 17527-86
«Упаковка. Термины и определенияc упаковка является обобщающим понятием.
Упаковка — средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения.
Тара — основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения и пространственного перемещения продукции.
Из приведенных определений следует, что упаковка является более общим понятием, чем тара. Если, например, флакон является тарой, то флакон, содержащий лекарственный препарат с пробкой или капельницей, этикеткой и другими вспомогательными средствами, будет уже являться упаковкой.
Упаковка состоит из следующих основных компонентов:
- тары;
- укупорочных средств;
- вспомогательных средств;
- информативных материалов.
Для лекарственных препаратов функциональное значение упаковки не ограничивается только его сохранностью, но подразумевает достижение и других, не менее важных целей.
Таких, как обеспечение удобства пользования препаратом, возможность дозированного применения, стерильность, контроль первого вскрытия упаковки, недоступность для вскрытия ее детьми и т. д., что еще больше ставит в зависимость качество готовых лекарственных средств от их упаковки.
Кроме того, упаковка должна способствовать наибольшему проявлению терапевтического эффекта лекарственных препаратов и одновременно соответствовать требованиям технологии, механизации при изготовлении и экономичности.
Как было сказано выше, она также выполняет логистические и маркетинговые функции. Во втором случае — для продвижения товара на рынок.
В соответствии с назначением выделяют три вида тары:
- первичная (индивидуальная), имеющая непосредственный контакт с материалом фармацевтического продукта;
- вторичная, содержащая одну или некоторое количество первичных упаковок;
- групповая, содержащая некоторое количество первичных или вторичных упаковок;
- транспортная, в которой продукция доставляется от предприятий-изготовителей до мест распределения (оптовое звено) или реализации (розничное звено).
К первичной таре относятся флаконы, банки, пробирки, пакеты и другие емкости, выполненные из стекла, картона, металла и полимерных материалов и снабженные при необходимости укупорочными средствами.
К вторичной таре относятся картонные коробки, пакеты и пачки, бумажные оболочки, а также мешки из крафт-бумаги или пленочных полимерных материалов с инструкцией, листом-вкладышем, этикеткой и т. д.
Вторичная упаковка должна обеспечивать наиболее простой и удобный учет и контроль продукции, упакованной в индивидуальную упаковку.
Часто вторичную упаковку называют потребительской, поскольку она несет необходимую для потребителя информацию, наносимую непосредственно на наружную поверхность упаковки.
На практике могут возникать различные варианты сочетания первичной, вторичной и транспортной упаковок. Например, при транспортировке мазевых основ, спирта и т. п. используются бочки металлические, которые одновременно являются и первичной упаковкой и транспортной.
В ГОСТ 17768-90 классифицируют упаковку по механическим воздействиям и материалу. Провизор, главная и старшая медицинские сестры должны знать свойства упаковочных материалов и упаковок, уметь определять их потребительные свойства при приемке товара по количеству и качеству.
В ряде случаев им может потребоваться и правильно выбрать упаковочные и укупорочные средства.
В настоящее время в фармацевтической практике используют большой ассортимент упаковочных материалов и упаковок, выбор которых осуществляют на основании инженерно-технической, общей медицинской, фармацевтической и социально-экономической оценки.
Упаковочные материалы — материалы, применяемые для изготовления тары, укупорочных средств, для завертывания, плотной укладки и амортизации с целью защиты продукции от повреждений при транспортировании.
Укупорочные средства — средства, применяемые для герметизации тары или готового продукта.
Вспомогательные упаковочные средства — средства, которые используются для улучшения потребительных свойств. К ним можно отнести капельницы, дозаторы, пилки, ножички и т. п.
Информативные материалы — все, что входит в состав упаковки для информации пользователя (листы-вкладыши в лекарственных препаратах, инструкции по применению и т. п.)
Для упаковки изделий медицинского назначения и лекарственных препаратов применяют различные материалы:
- на основе эфиров целлюлозы (картон гофрированный, бумага оберточная, парафинированная; пергамент, подпергамент, целлофан,. бумага для упаковки, фанера и др);
- силикатные материалы (стекло нейтральное, стекло медицинское тарное обесцвеченное; оранжевое стекло, химически и термически стойкое стекло, фарфор).
- металлические материалы (алюминиевая фольга, чаще в сочетании с различными бумагами, полимерными пленками и лаками, что позволяет получить многослойные материалы, обладающие хорошими защитными, технологическими, эргономическими и эстетическими свойствами).
- полимерные материалы (различные виды и марки полиэтилена, поливинилхлорида, полипропилена и др., резина на основе натурального и синтетического каучука).
- Управление комплексом маркетинговых коммуникаций
- Выбор схемы логистики
- Выбор стратегии продвижения нового препарата на рынке
- Создание лекарственного средства
- Разработка бизнес-планов
- Составление планов научных исследований
- Особенности стратегического планирования
- Анализ и интерпретация маркетинговых данных
- Изучение взаимодействия спроса и предложения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу