Методология пенитенциарной психотерапии

Как отмечалось, психотерапия в связи с лавинообразным ростом ее методов и технологий на десятилетия вперед опередила развитие базовых теоретических постулатов и направлений академической психологии. В последние годы методология психотерапии вслед за академической психологией вошла в период глубокого кризиса, и большинство психотерапевтов даже не утруждают себя хоть как-то вразумительно обосновать целесообразность предлагаемых практик.

Интересно
Бездумное следование западным психотерапевтическим интервенциям в обход традиционной культуры народов нашего государства крайне негативно сказывается как на психическом и духовном, так и на общем уровне здоровья терапевтируемых лиц. Наиболее ярко это проявляется в пенитенциарной практике, где методология науки все чаще уступает место псевдонаучной либерализации в области психологического сопровождения сотрудников и осужденных.

К другим значимым проблемам пенитенциарной психотерапии, требующим своего решения в философско-методологическом аспекте, можно отнести «омоложение» контингента терапевтируемых и рост числа лиц, имеющих выраженные формы различных психических расстройств, аномалий развития. Еще одним актуальным аспектом психотерапии в уголовно-исполнительной системе является приверженность большинства пенитенциарных психологов к следованию различного рода остаточных принципам редукционизма в виде избирательного методического и безальтернативного подхода к предпочтению когнитивных, поведенческих и других монополярных и неэффективных методов и технологий.

Следует также отметить, что используемые подходы и методы терапии в подавляющем большинстве не соответствуют этиопатогенезу психологического выгорания, птср, плр и стрессовых состояний. Природа социопсихогенной (как личностной, так и стрессовой) психопатологии остается в мировой науке не раскрытой, а предпринимаемые усилия часто исходят из упрощенных биологизаторских (или иных) каузальных моделей психики человека.

Основным источником трудностей интервенции психических дезадаптивных состояний (плр и других психогенных психических расстройств) в формате психологического сопровождения (мониторинга) сотрудников и ресоциализации осужденных служит подмена истинного «адресата», представляющего непознаваемый внутренний мир человека, его душу, теми или иными свойствами психики и характеристиками личности.

Необходимая патогенетическая психотерапия тех или иных состояний и расстройств подменяется симптоматической, направленной не на сущность измененных состояний внутреннего мира, а на отдельные свойства и проявления психических процессов. Ожидаемый положительный эффект во многих случаях уступает место усугублению ранее сформированной психопатологии, то есть дестабилизации жизнедеятельности и дальнейшей декомпенсации плр, развитию психических микстов и нарастанию психодезадаптивных состояний.

Процесс «гуманизации», проводимый на базе декларации принципов соблюдения прав и свобод осужденных, не оправдал надежд, связанных с ресоциализацией и снижением уровня рецидивности. сторонники либеральных ценностей не объясняют даже традиционный смысл основных свобод и прав осужденных – свободы от преступных деяний и права именоваться правопослушным гражданином российской Федерации.

Взгляды многих отечественных исследователей не вошли, да и не могли стать основой отечественной пенитенциарной практики, остававшейся в русле привычных, но давно потерпевших крах психологических теорий. Сегодня авторы все больше осваивают роль собирателей инновационных методик западных психотерапевтов, целый ряд из которых, используя идеи наших отечественных философов и мыслителей, возвращает нам утраченные знания. В первую очередь это относится к «духовному копингу», признаваемому сегодня в качестве наиболее действенной формы психотерапии при самых тяжелых психических и соматических расстройствах и заболеваниях человека.

К общеметодическим проблемам в пенитенциарной психотерапии исправительных учреждений относятся следующие проблемы, трудности и вопросы:

  • внедрение в практику пенитенциарной терапии унифицируемой терминологии, соответствующей современным классификациям психических расстройств с включением новых нозологических единиц – пенитенциарный стресс и микст.
  • решение правовых вопросов, связанных с регламентацией, показаниями и созданием необходимых условий для осуществления комплексной и неотложной терапии различных форм психодезадаптивных стрессовых состояний и их ассоциаций с плр у сотрудников и осужденных.
  • Выстраивание комплексного психолого-психиатрического сопровождения сотрудников исправительного учреждения и осужденных на основе полимодального (мультифакторного) и междисциплинарного – культурпсихолого-психиатрического подходов и воздействий.
  • создание необходимых условий и повышение компетенции пенитенциарных специалистов (психологов, воспитателей и др.) в сфере современной психотерапии, культуры, а также в областях стрессологических и этнорелигиозных знаний для индивидуальной психотерапии плр и микстов с учетом форм и субтипов плр вместо практикуемой терапии различных видов аддикций и т. п.
  • разработка для сотрудников исправительного учреждения и осужденных маршрутных карт индивидуальной психотерапии, учитывающей особенности толерантности к стрессовым нагрузкам пенитенциарной среды с целью регуляции уровня стрессовых нагрузок и оптимального эмоционального состояния.
  • тесное взаимодействие с пенитенциарной психиатрией и пенитенциарной медициной с целью выработки необходимых регламентаций по оказанию своевременной помощи и проведения амбулаторной и госпитальной форм медикаментозной терапии в случаях выявления психотического уровня плр и других осложнений стрессовых дезадаптивных состояний осужденных.
  • проектирование условий, способов и форм воздействий, мотивирующих сотрудников и осужденных к психическому и духовному развитию своей личности.

Недостаточность методологического уровня анализа психических состояний человека, явное несоответствие навязываемых понятий в сфере его моральнонравственных устоев истинным духовным (традиционным, а не пресловутым «общечеловеческим») ценностям, а также реальное состояние психотерапии побудили отечественных и зарубежных специалистов обратиться к изучению духовности.

Разработка методологической базы любой области гуманитарных изысканий в этой малодоступной упрощенному пониманию духовной сфере предполагает полипарадигмальный научный подход, включающий использование не только противоречащих выдвигаемой гипотезе, но и взаимоисключающих воззрений, подходов и принципов. Взаимодействие психотерапии с культурой, естественнонаучной мыслью и теологией характеризует принципы постнеклассичности – синкретичность, симультанность и эвристичность, повышая значимость ожидаемых открытий.

Междисциплинарный подход, составляющий структуру современного методологического аппарата любой области психологической науки, требует не столько известных теоретико-методологических конструктов, сколько парадигмального уровня анализа, отвечающего критериям истинности, целостности, избыточности и, самое главное, понимания роли человека и его места в мире. Пенитенциарная психотерапия занимает особое положение в ряду психологических практик, ассимилируя знания большинства гуманитарных и естественных дисциплин.

Для разработки современного уровня ее методологии необходим не столько синтез научных подходов, сколько выбор вектора, определяющего познание непознаваемого и вхождение во внутренний мир человека, то есть в «практику недоступного». Рассмотрение различных сторон методологии пенитенциарной психотерапии объясняется многогранностью ее как жизненного явления – проникновения в пространство бытия человека в Мире и времени.

Сложность и необходимость подобного подхода наиболее ярко проявились в процессе психотерапии феноменов психологического выгорания, птср, плр, пенитенциарного стресса и т. д. Понимание психической сферы в процессе развития психопатологии осужденных оказалось недоступным для анализа с позиций традиционных школ психологии и наборов соответствующих методик.

Следует также отметить, что возрождение интереса к методологическим вопросам психотерапии связано с трудностями, которые она испытывает в условиях нерешенности базовых методологических вопросов психологии, касающихся природы сознания и психики человека, наличия души и т. д. Поскольку любой вид психотерапии изначально включает анализ внутреннего мира субъекта, его картины мира – мировоззрения (базисного компонента психического состояния), то анализ самых различных форм и методов интервенции напрямую соприкасается не только со множеством психологических и медицинских понятий, но и с целым рядом философских концептов.

Интересно
В этой связи рассмотрение проблемных аспектов пенитенциарной психотерапии обусловливает ее направленность к парадигмам культуры, философии, духовной жизни и традиций народов. Обращение к традиционной культуре и духовному миру человека является основой и вместе с тем особенностью оценки и трактовки целого ряда проблем психотерапии. Несмотря на всю неточность, размытость и внутреннюю противоречивость используемых в культуре и религии концептов «субъективность», «духовность» и сопряжение этих дискурсов с психологией и естествознанием представляется наиболее перспективным при создании целостной картины внутреннего мира человека.

Это особенно актуально в настоящее время, поскольку проблемное поле психотерапии охватывает многие сферы жизнедеятельности человека, а психологическая сущность субъекта (его внутреннего мира, субъективной реальности, психики и т. д.) остается за границами познания. Современный этап рассмотрения понятия психики человека все больше нуждается в синкрезисе (синтезе) множества взаимодополняющих и взаимоисключающих подходов, используемых в различных областях науки и гуманитарных знаний.

Актуальность междисциплинарного полимодального синкретичного подхода к изучению внутреннего мира и духовной сущности человека вообще и психотерапии осужденных в частности не вызывает сомнений, поскольку такая практика противостоит наиболее негативным тенденциям современного психологизма, часто рассматривающего человека в двух крайних вариантах.

В одном случае он признается животным либо машиной, а в других – сверхсуществом, обладающим абсолютной свободой. Этот новорожденный плод европейского либерализма в виде антропоцентризма новой религии («человекобожия») мог бы претендовать на истину, если бы речь шла об истинной, то есть духовной свободе – свободе от страстей и т. д. пенитенциарной психологической практике хорошо знакомы финальные варианты реализации либеральных ценностей и свобод, а также результаты использования подобных «научных» подходов к человеку.

Следовательно, разработка методологии психотерапии инициирует использование синтеза множественного полинаучного и культурологического подходов, позволяющих психотерапевтам оперировать накопленными знаниями и различными представлениями о природе и психике человека в соответствии с мировоззрением клиента и самого психотерапевта. Таким образом, базовая платформа методологии пенитенциарной психотерапии в настоящее время строится на основе полипарадигмального подхода, учитывающего перспективы дальнейшего проникновения психологической мысли в культуру и тесного взаимодействия с теологией (религией).

Выбор конкретных парадигм обусловлен такими не решенными наукой и культурой проблемами, как:

  • многогранность образа человека в русле человекознания;
  • феномен «психического» (внутреннего мира) и иерархия истинных духовных ценностей человека;
  • познание души и ее бессмертия, Духа и духовности;
  • роль традиционных культур народов России;
  • базовые дискурсы культурологии при анализе мифа, символа, сознания и свободы в выборе мировоззрения и жизненного пути (цели);
  • популяционный кризис в ракурсе возникновения катаклизм и демографических провалов при утрате веры и традиционного типа культуры.

Полипарадигмальная методология пенитенциарной психотерапии представляет своеобразный «локус контроля» в области раскрытия духовных констант человека, определяющих процесс его внутреннего (психического) преображения, иначе обожения, крайне необходимого в пенитенциарной практике. Ее основной идеей является осмысление духовной парадигмы психических состояний человека и на этой основе разработка методологии культуртерапии, ее стратегии, тактики и психотрансформенга, направленного на психическое и духовно-нравственное развитие сотрудников и осужденных.

К терапевтируемым состояниям (психологического выгорания, птср, плр и другим патопсихическим процессам) прямое отношение имеют феномены стресса и адаптации, рассматриваемые в оппозиции взглядов психодинамики. Методология духовности предлагает синтез имеющих место в психологии, психофизиологии, биологии и естественных науках самых различных взглядов и теорий, объединяемых в пространстве антропологической философии на основе традиционной культуры и практики православия. При этом не отрицается возможность построения и соответствующих другим религиозным конфессиям вариантов моделей сущностной природы и духовности человека, которые также демонстрируют исключительную роль духовности в его жизнедеятельности.

Использование аналитико-апперцептивного аппарата и принципов теории функциональной системы (тФс) п. к. Анохина показало продуктивность построения методологии позитивной психотерапии, максимально приближенной к истинным духовным ценностям человека. Включение в качестве системообразующих факторов деятельности тФс космогонических законов Вселенной, по К. В. Судакову, а также привлечение теорий хаоса, иерархичности и метапарадигмы духовности указывают на ее неоспоримое значение не только в вопросах терапии персонала и осужденных, но и в преодолении духовной дефицитарности и распада (деградации) существующего в России пространства метакультуры (ее кризиса).

Особое место при этом отводится философии, которая шире любой методологии конкретной науки. Такой подход позволяет приблизиться к истинным истокам в познании природы психического феномена и психических состояний человека, его самопознания, саморазвития и саморегуляции. В качестве осевой идеи согласования разнородных парадигм, посвященных изучению сущности и предназначению человека, служит обобщение и синтез положений разных областей науки и практики православия с консервативных позиций.

Интересно
Консерватизм в данном случае направлен не только на сохранение накопленного опыта культуры, научной практики и церковного вероучения, сколько на вне временной синтез науки, религии и культуры, а также на привлечение инноваций, формирующих духовный облик и образ человека. Для пенитенциарных психологов и психотерапевтов это должно иметь особое значение, поскольку на сегодняшний день получил признание тот факт, что контакт со средой осужденных выступает для сотрудников в качестве реального риска их психическому и общему здоровью.

Его основой является та же минимизация или утрата духовности человека. То есть пенитенциарная психотерапия сопряжена с наиболее сложными константами нарушений духовного мира. Проникновение во внутренний мир осужденных и персонала, а также анализ и коррекция психических отклонений и аномалий исключает любую примитивизацию и упрощение. Поэтому методологические основания пенитенциарно-психологической практики, участвующей в проблемах интервенции сотрудников исправительных учреждений и осужденных, должны находиться на передовых рубежах науки.

Однако высокий уровень психологического выгорания у сотрудников и рецидивности преступлений свидетельствует, что используемые сегодня в исправительных учреждениях программы, стратегии и методы пенитенциарной психотерапии, отвечающие принципам и образцам каузальности, принятым в академической психотерапии, имеют крайне низкую эффективность. В этой связи исследование методологии и разработка адекватных моделей, программ и принципов пенитенциарной психотерапии является одной из актуальных проблем пенитенциарной теории и практики.

Построение методологических конструктов пенитенциарной психотерапии на постмодернистской платформе обосновывает необходимость углубленного системного анализа и «фильтрацию» методов пенитенциарной психотерапии низкой продуктивности (устранения либеральных «шумов») из ее базового корпуса и их замену современными технологиями («сигналами») при сохранении ряда традиционных методов, обладающих психотерапевтическим потенциалом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)