Основания применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия

Определяя дефиницию «применение огнестрельного оружия», Федеральный закон «О полиции», в отличие от Закона Российской Федерации «О милиции», во всех случаях, когда сотрудник полиции вправе прибегнуть к данной мере административного пресечения исключил такой термин-синоним как «использование».

Предусмотренные ст. 23 ФЗ «О полиции» основания применения оружия разделены в зависимости от объекта воздействия. В ч. 1 таким объектом является лицо, совершающее общественно опасное деяние, а в ч. 3 – материальные объекты, транспортные средства, животные, психика человека.

Все иные допускаемые законом манипуляции с огнестрельным оружием – обнажение, приведение в боевую готовность, угрозы оружием, употребление оружия в качестве предмета для нанесения ударов – применением оружия по смыслу ч.ч. 1 и 3 ст. 23 ФЗ «О полиции» не являются.

Так, к основаниям применения огнестрельного оружия законодатель относит следующие обстоятельства:

  • для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
  • для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
  • для освобождения заложников;
  • для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
  • для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
  • для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
  • для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц;
  • для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
  • для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
  • для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным ст. 15 ФЗ «О полиции»;
  • для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Под применением огнестрельного оружия следует понимать производство полицейским, находящимся в состоянии необходимой обороны либо крайней необходимости, а также при задержании лица, совершившего преступление, прицельного выстрела из огнестрельного оружия на поражение посягающего (задерживаемого) или иных объектов в случаях, перечисленных в ч.ч. 1 и 3 ст. 23 ФЗ «О полиции».

Законодатель предусматривает применение оружия как лично, так и в составе полицейского подразделения, определяя, что в случае коллективного его использования персональную ответственность за обоснованность и законность данных действий несет командир подразделения, отдавший приказ о применении оружия.

При этом полицейский, который действует в составе подразделения, обязан руководствоваться законом при получении явно незаконного приказа о применении оружия.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)