Характеристика стадий производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административно-юрисдикционной деятельности полиции, носит комплексный характер, и представляет собой процесс по установлению предмета административно-правового события, его подведомственности, рассмотрению дела по существу и вынесению постановления о привлечении лица к ответственности.

Комплексность названных действий по осуществлению административной юрисдикции субъектами органов исполнительной власти в сфере внутренних дел определяется сложностью и многоплановостью задач производства по делам об административных правонарушениях, указанных в ст. 24.1 КоАП РФ.

Практическая реализация деятельности субъектов органов исполнительной власти в сфере внутренних дел по производству по делам об административных правонарушениях представляет собой процессуальную деятельность, состоящую из нескольких стадий, которые, в свою очередь, складываются из определенных этапов.

Первая стадия – возбуждения дела об административном правонарушении.

Включает в себя следующие этапы:

  • принятие должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, решения о необходимости возбуждения дела на основании имеющейся информации (поводов, установленных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ);
  • сбор и анализ информации, имеющей отношение к делу, – доказательств;
  • вынесение процессуального акта, с момента вынесения которого дело об административном правонарушении считается возбужденным (протокола об административном правонарушении, протокола осмотра места совершения преступления, протокола о применении мер обеспечения производства, определения о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесения постановления по делу об административном правонарушении) (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ);
  • принятие решения о подведомственности дела и направление материалов (ст. 28.8 КоАП РФ).

Вторая стадия – непосредственное рассмотрение дела.

Включает в себя:

  • подготовку к рассмотрению дела об административном правонарушении (ст. 29.1 КоАП РФ);
  • непосредственное рассмотрение дела и вынесение постановления по делу (ст. 29.7 КоАП РФ).

Факультативная стадия, следующая за рассмотрением дела – пересмотр постановления по делу об административном правонарушении, не вступившего в законную силу (ст. 30.1 КоАП РФ).

Включает в себя:

  • подачу жалобы (принесение протеста) (ст. 30.2 КоАП РФ);
  • подготовку к рассмотрению жалобы (протеста) (ст. 30.4 КоАП РФ);
  • рассмотрение жалобы (протеста) (ст. 30.6 КоАП РФ);
  • вынесение решения по жалобе (протесту) (ст. 30.7 КоАП РФ);
  • оглашение решения по жалобе (протесту) (ст. 30.8 КоАП РФ);
  • пересмотр решения, вынесенного по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении (ст. 30.9 КоАП РФ).

Завершающая стадия производства – исполнение постановления по делу об административном правонарушении (ст. 31.3 КоАП РФ).

Включает в себя:

  • этап приведения постановления в исполнение (ст. 31.4 КоАП РФ);
  • этап окончания производства по исполнению (ст. 31.10 КоАП РФ);
  • факультативный этап, на котором разрешаются вопросы об отсрочке, рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей (ст.ст. 31.5, 31.6, 31.7, 31.7, 31.8 КоАП РФ).

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении органами внутренних дел (полицией) представляет собой процессуальное решение, принимаемое уполномоченным должностным лицом, как установленная законом мера реагирования государства на противоправное поведение граждан.

Момент начала стадии возбуждения дела об административном правонарушении определен в ч. 4 ст. 28. 1 КоАП РФ и заключается в принятии одного из следующих процессуальных решений:

  • составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
  • составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;
  • вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ;
  • составления протокола об административном правонарушении;
  • вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае назначения административного наказания без составления протокола, предусмотренного ч. 1 и 3 ст. 28.6 КоАП РФ.

Вторая стадия производства по делам об административных правонарушениях – рассмотрение дела об административном правонарушении – является главной в производстве по делам об административных правонарушениях.

На этой стадии решаются наиболее важные вопросы:

  • устанавливается состав административного правонарушения;
  • выясняются обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • решается вопрос о достаточности, относимости и допустимости имеющихся доказательств;
  • принимается решение о виновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, выясняются обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность;
  • устанавливается размер и характер ущерба, причиненного административным правонарушением;
  • выясняются причины и условия совершения административного правонарушения;
  • назначается административное наказание, предусмотренное гл. 4 КоАП РФ;
  • выносится и объявляется постановление по делу.

Возникшее на стадии возбуждения дела об административном правонарушении охранительное административно-процессуальное правоотношение претерпевает изменения, связанные с изменением субъектного состава. Если невластный субъект данного правоотношения остается прежним, его статус и наименование не меняется, то властный субъект зачастую меняется.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов внутренних дел (полиции) вправе лишь отдельные категории должностных лиц, круг которых существенно уже круга лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, определенного приказом МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание».

Должностные лица полиции, уполномоченные рассматривать и, соответственно, возбуждать дела об административных правонарушениях, указаны в ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)