Организация работы с обращениями граждан в системе МВД России

Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в полиции является самостоятельным видом производства в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации и представляет собой регламентированную административно-процессуальными нормами деятельность полиции и ее должностных лиц по рассмотрению обращений граждан по существу, с принятием по ним решения и его исполнения.

В соответствии с приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707, рассмотрение обращений в системе МВД России включает в себя следующие этапы:

  • прием и первичную обработку обращений;
  • регистрацию и учет обращений;
  • принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений;
  • рассмотрение обращений по существу и принятие по ним решений;
  • подготовку и направление ответов на обращения;
  • хранение обращений и материалов по их рассмотрению;
  • личный прием граждан;
  • анализ рассмотрения обращений;
  • контроль за рассмотрением обращений.

Все обращения, поступившие в орган внутренних дел, подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления, за исключением жалоб на решения и действия (бездействие) органов внутренних дел и их должностных лиц при предоставлении государственных услуг, которые регистрируются не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления.

Независимо от формы обращения (письменное, интернет-обращение) в нем следует изложить суть просьбы, причины несогласия с обжалуемым решением, обстоятельства, на основании которых гражданин считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия в их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения обращения.

Обращение, поступившее в подразделение системы МВД России в соответствии с его компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Обращение, содержащее информацию о преступлении или об административном правонарушении, поступившее в подразделение дело-производства, регистрируется, учитывается, докладывается руководителю территориального органа и с его поручением передается в дежурную часть для регистрации в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях (далее – КУСП) незамедлительно. Сотрудник подразделения делопроизводства в установленном порядке сообщает гражданину о дате и номере регистрации его обращения в КУСП и вносит указанные сведения в учётные формы подразделения делопроизводства.

Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел, в течение семи дней со дня регистрации подлежит направлению в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, о чем письменно уведомляется гражданин.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги, не относящейся к компетенции МВД России и его территориальных органов, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации направляется в государственный орган, уполномоченный на предоставление данной государственной услуги, о чем письменно уведомляется гражданин.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, без рассмотрения с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения

По обращению, относящемуся к компетенции органов внутренних дел, в течение семи дней со дня регистрации принимается одно из следующих решений:

  • принять к рассмотрению по существу; направить для рассмотрения в подразделение центрального аппарата Министерства (по обращениям, зарегистрированным в ДДО МВД России), в самостоятельное подразделение (по обращениям, зарегистрированным в иных органах внутренних дел);
  • направить для рассмотрения по существу в подчиненный территориальный орган, о чем гражданин не уведомляется;
  • приобщить аналогичное обращение к материалам проверки по первому обращению, если его рассмотрение не окончено;
  • не проводить проверку по обращению: если оно признано уполномоченным должностным лицом безосновательным и переписка по вопросам, поставленным в обращении, прекращена;
  • если оно признано уполномоченным должностным лицом некорректным по изложению или форме.

Организационное решение руководителя по обращению оформляется в форме резолюции, где определяются должностное лицо, ответственное за рассмотрение обращения и уполномоченное на подписание ответа, сроки, порядок рассмотрения и проведения проверочных мероприятий, а также необходимость осуществления контроля, с указанием номера обращения и даты его регистрации. В свою очередь, должностное лицо, ответственное за рассмотрение обращения, соответствующей резолюцией определяет непосредственного исполнителя.

Обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на тридцать дней с одновременным письменным уведомлением об этом гражданина.

Ответ по существу поставленных в обращении вопросов направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа на официальном бланке и подписывается в центральном аппарате Министерства уполномоченным должностным лицом Министерства не ниже начальника отдела либо руководителем подразделения; в территориальных органах на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях, а также в иных органах внутренних дел – руководителем самостоятельного подразделения не ниже начальника  отдела либо начальником органа внутренних дел.

Текст ответа составляется в официально-деловом стиле с указанием организации, откуда поступило обращение, а также всех обращений, объединенных в один материал, без нерасшифрованных служебных аббревиатур.

Запрещается направлять ответы с исправлениями, ошибками.

Ответ на обращение должен быть своевременным, полным, мотивированным, достоверным, а также содержать ссылки на нормативные правовые акты, послужившие основанием для принятия решения. Ссылки на нормы права без приведения содержания нормативных положений не допускаются.

Хранение рассмотренных обращений и материалов по их рассмотрению осуществляется в следующем порядке:

  • каждое письменное обращение и все документы, относящиеся к его рассмотрению, формируются и сшиваются исполнителем в материал в следующей последовательности:
  • титульный лист;
  • опись документов, находящихся в материале по письменному обращению;
  • лист резолюций;
  • письменное обращение, приложения к нему (при их наличии) и конверт;
  • материалы проверки (в случае ее проведения), а также копии уведомлений гражданину и рапорт о продлении срока рассмотрения (при наличии);
  • заключение (докладная записка) по результатам рассмотрения жалобы;
  • копия ответа гражданину с датой и номером регистрации, заверенная сотрудником подразделения делопроизводства.

Личный прием граждан осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях. При приеме гражданин предъявляет уполномоченному должностному лицу документ, удостоверяющий его личность. Вся информация личного приема (дата, ФИО гражданина, содержание обращения, результаты) заносятся в карточку в письменной или электронной форме, которые заполняются должностными лицами, осуществляющими прием, или уполномоченными должностными лицами.

Интересно
Ответ с согласия гражданина может быть дан устно в ходе приема, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки. Если гражданин просит представить письменный ответ, составляется рапорт о содержании устного обращения с указанием необходимых сведений, который подлежит регистрации, учету и рассмотрению в установленном порядке.

Анализ рассмотрения обращений осуществляется в целях выявления причин и условий, способствующих нарушению прав и охраняемых законом интересов граждан и совершенствования служебной деятельности органа внутренних дел. Прежде всего анализируется: статистическая информация о поступлении и результатах рассмотрения обращений, тематика (содержание) обращений, соблюдение порядка и сроков рассмотрения обращений.

Анализ осуществляется путем сбора информации, ее изучения, обобщения, оценки, подготовки выводов, а также внесения предложений по совершенствованию служебной деятельности.

Результаты анализа не реже двух раз в год рассматриваются на оперативных совещаниях при руководителе органа внутренних дел с заслушиванием руководителей самостоятельных подразделений, а также учитываются при планировании служебной деятельности и проведении проверок.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)