Основные направления деятельности полиции

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты МВД России.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О полиции» (далее – ФЗ «О полиции») к основным направлениям деятельности полиции отнесены:

  • защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
  • розыск лиц;
  • производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  • обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • обеспечение безопасности дорожного движения;
  • государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  • осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств

Содержание данного основного направления деятельности полиции предполагает гарантированную защиту, прежде всего, личности, а также общества и государства от любых противоправных посягательств, т. е. деяний, попадающих под действие Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) или Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Полиция также должна защищать от общественно опасных и (или) общественно вредных деяний, к которым можно отнести, например, действия невменяемых лиц или лиц, которые к моменту совершения деяния не достигли возраста, с наступлением которого возможно их привлечение к уголовной или административной ответственности.

При этом под личностью, исходя из предназначения полиции, понимаются любой находящийся на территории Российской Федерации гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

Предупреждение преступлений и административных правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, одной из основных задач полиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции в пределах установленной компетенции в целях:

  • выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;
  • предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений;
  • выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;
  • пресечения покушений на преступления (т. е. пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);
  • создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений.

Основным направлением деятельности полиции является также выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам. При этом выявлением и раскрытием преступлений и даже производством дознания занимается не только полиция, но и иные уполномоченные уголовно-процессуальным законодательством должностные лица.

Полиции в соответствии с ФЗ «О полиции» предостав-лено право осуществлять оперативно-розыскную, розыскную и уголовно-процессуальную деятельность.

Розыск лиц

Под лицами подразумеваются:

  • лица, совершившие преступления, подозреваемые и обвиняемые в их совершении;
  • лица, скрывшиеся от органов дознания, предварительного следствия или суда;
  • несовершеннолетние, самовольно ушедшие из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием;
  • лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;
  • лица, уклоняющиеся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;
  • лица, пропавшие без вести;
  • лица, в отношении которых установлен административный надзор, не прибывшие к месту его осуществления или самостоятельно оставившие его;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, самовольно оставившие специальные учреждения, предназначенные для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо иностранные граждане и лица без гражданства, принятые Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющие законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Помимо самостоятельного осуществления розыска вышеперечисленных лиц полиция должна также оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержания:

  • лиц, совершивших побег из-под стражи;
  • лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
  • лиц, уклоняющихся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания;
  • лиц, не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в предписании о направлении к месту отбывания наказания срок.

Производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний – это регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность полиции, ее компетентных должностных лиц по всестороннему, полному и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела об административном правонарушении, отнесенного к подведомственности полиции, разрешению его в соответствии с законом, обеспечению исполнения вынесенного постановления, а также выявлению причин и условий, способствовавших совершению данного правонарушения.

Производство по делам об административных правонарушениях регламентировано КоАП РФ. В общей сложности должностные лица полиции вправе составлять протоколы более чем по 220 статьям КоАП РФ. Достаточно объемна компетенция полиции по непосредственному рассмотрению дел об административных правонарушениях.

К ее подведомственности КоАП РФ (ст. 23.3) относит более 70 видов административных правонарушений, совершаемых гражданами, долж-ностными и юридическими лицами.

Обеспечение правопорядка в общественных местах представляет собой осуществляемую в публичных (общественных), а при наличии сведений о возникшей угрозе общественной или личной безопасности граждан – и в иных местах деятельность по надзору за соблюдением действующего законодательства и непосредственной защите жизни, здоровья, чести, достоинства человека, собственности, других прав и свобод физических и юридических лиц, интересов общества и государства от преступных, административно-наказуемых посягательств и общественно опасных деяний.

Под публичными (общественными) местами понимаются улицы, стадионы, скверы, парки, площади, транспортные магистрали, транспортные средства общего пользования, жилые микрорайоны и иные места, свободные для доступа неопределенного круга лиц.

Обеспечение безопасности дорожного движения. Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» осуществление федерального государственного надзора и специальных разрешительных функций в области безопасности дорожного движения возложено на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекцию), которая обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов в сфере дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц.

Систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, устанавливает Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также их близких устанавливает Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Осуществление экспертно-криминалистической деятельности. Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в России определяет Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

В названном законе (ст.ст. 13 и 37) непосредственно названы экспертные подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, т. е. МВД России.

Частью 2 ст. 2 ФЗ «О полиции» предусмотрено, что по решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Порядок предоставления Россией военного и гражданского персонала, организации его подготовки и обеспечения для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности определяет Федеральный закон от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в де-ятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)