Организация и проведение ведомственного и вневедомственного контроля качества медицинской помощи

В нормативно-правовых документах выделены два вида контроля: вневедомственный (внешний) и ведомственный (внутренний) контроль качества медицинской помощи.

Целью осуществления ведомственного контроля является обеспечение прав пациента на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества.

Объектом контроля является комплекс профилактических, лечебно-диагностических, реабилитационных мероприятий, проводимых по определенным технологиям с целью достижения конкретных результатов.

Внутренний (внутриведомственный) контроль за выполнением стандартов лечебно-диагностического и медико-
профилактического процессов в системе здравоохранения направлен на оценку и анализ осуществляемых медицинских технологий и их результатов.

Внутриведомственный контроль предусматривает применение мер организационного, образовательного и административного воздействия к лицам или учреждениям в случаях выявления дефектов или врачебных ошибок при оказании медицинской помощи, планирование мероприятий по предупреждению дефектов и врачебных ошибок, а также оказания медицинской помощи ненадлежащего качества.

Система внутриведомственного контроля качества медицинской помощи имеет многоуровневый характер: республиканский, территориальный, учрежденческий.

Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется экспертным путем должностными лицами организации здравоохранения и органов управления здравоохранением, клинико-экспертными комиссиями и штатными и внештатными специалистами системы здравоохранения.

На уровне организации здравоохранения экспертиза качества медицинской помощи является функцией заведующих подразделениями (первая ступень экспертизы), заместителей руководителя учреждения по клинико-экспертной работе, лечебной работе, амбулаторно-поликлинической помощи (вторая ступень экспертизы), клинико-экспертных комиссий учреждения (третья ступень экспертизы).

Интересно
В стационарных учреждениях, объединенных больницах и крупных специализированных учреждениях организуется несколько клинико-экспертных комиссий: экспертизы временной нетрудоспособности, лечебно-контрольная комиссия, комиссия по изучению летальных исходов. комиссия по изучению внутрибольничных инфекций и другие.

Экспертиза технологического процесса оказания медицинской помощи проводится по отдельным законченным случаям на основе данных учетно-отчетной документации. При необходимости может быть проведена и очная экспертиза.

Организация и объемы работы должностных лиц, осуществляющих контроль качества, а также клинико-экспертной
комиссии должен быть определен соответствующим Положением.

Экспертиза качества медицинской помощи конкретному больному предусматривает сопоставление ее с клиническими протоколами/руководствами, которые, как правило, содержат унифицированный набор и объем диагностических и лечебных мероприятий, а также требования к срокам и результатам лечения при конкретных нозологических формах болезни.

Ведущая роль при экспертизе качества медицинской помощи принадлежит
заключению эксперта, который, кроме выполнения стандартов, учитывает все особенности данного индивидуального случая.

Эксперт во время проведения экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в обязательном порядке оценивает полноту и своевременность диагностических мероприятий, адекватность выбора и последовательности лечебных мероприятий, правильность и точность постановки диагноза; выявляет дефекты и их причины; готовит рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

Контроль качества медицинской помощи в организациях здравоохранения осуществляется и путем ежедневного
оперативного управления на утренних конференциях, обхода заведующего отделением, контроля ведения медицинской документации на консультациях специалистов. Для разбора врачебных ошибок, случаев расхождения диагнозов необходима четкая организация лечебно-контрольных комиссий, комиссий по изучению летальных исходов, инфекционной комиссии и др. с соответствующими организационными выводами, которые должны находить свое отражение в приказах, распоряжениях и инструкциях.

Наиболее значимым при проведении оценки качества медицинской помощи является самоконтроль врача и организация работы но подготовке специалистов но вопросам стандартизации медицинских услуг.

Организация оценки качества и эффективности медицинской помощи является не только способом выявления дефектов в работе, но и, в определенной степени, мерой по повышению ее уровня. С этой целью каждый выявленный дефект, каждый случай расхождения в оценке качества на различных этапах экспертизы, а также существенные отклонения от нормативных затрат должны быть поводом для специального обсуждения с целью повышения уровня знаний медицинских работников и выработки оптимальных подходов к лечебно-диагностическому процессу.

Система оценки качества и эффективности медицинской помощи должна функционировать непрерывно, что позволит оперативно получать необходимую для управления информацию.

При этом основным фактором перехода от оценки качества и эффективности к их повышению является образование и постоянное совершенствование персонала. Дисциплинарные меры или меры наказания являются крайним и малоэффективным средством улучшения качества медицинской помощи.

Участие всех должностных лиц в осуществлении системы должно быть творческим, а не сводиться к механическому выполнению поставленных задач. Так, например, в стационарных учреждениях нужно использовать все возможные организационные формы работы: конферещии, заседания советов, обсуждение планов и отчетов и др.

Определенная миссия в обеспечении качества медицинской помощи принадлежит в организациях здравоохранения обходам и дежурствам. Выделяют административные и клинические обходы отделений (главным врачом, заместителями, профессорами, доцентами, руководителями отделений).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)