Организация и проведение ведомственного и вневедомственного контроля качества медицинской помощи
В нормативно-правовых документах выделены два вида контроля: вневедомственный (внешний) и ведомственный (внутренний) контроль качества медицинской помощи.
Объектом контроля является комплекс профилактических, лечебно-диагностических, реабилитационных мероприятий, проводимых по определенным технологиям с целью достижения конкретных результатов.
Внутренний (внутриведомственный) контроль за выполнением стандартов лечебно-диагностического и медико-
профилактического процессов в системе здравоохранения направлен на оценку и анализ осуществляемых медицинских технологий и их результатов.
Система внутриведомственного контроля качества медицинской помощи имеет многоуровневый характер: республиканский, территориальный, учрежденческий.
На уровне организации здравоохранения экспертиза качества медицинской помощи является функцией заведующих подразделениями (первая ступень экспертизы), заместителей руководителя учреждения по клинико-экспертной работе, лечебной работе, амбулаторно-поликлинической помощи (вторая ступень экспертизы), клинико-экспертных комиссий учреждения (третья ступень экспертизы).
Экспертиза технологического процесса оказания медицинской помощи проводится по отдельным законченным случаям на основе данных учетно-отчетной документации. При необходимости может быть проведена и очная экспертиза.
Организация и объемы работы должностных лиц, осуществляющих контроль качества, а также клинико-экспертной
комиссии должен быть определен соответствующим Положением.
Экспертиза качества медицинской помощи конкретному больному предусматривает сопоставление ее с клиническими протоколами/руководствами, которые, как правило, содержат унифицированный набор и объем диагностических и лечебных мероприятий, а также требования к срокам и результатам лечения при конкретных нозологических формах болезни.
заключению эксперта, который, кроме выполнения стандартов, учитывает все особенности данного индивидуального случая.
Эксперт во время проведения экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в обязательном порядке оценивает полноту и своевременность диагностических мероприятий, адекватность выбора и последовательности лечебных мероприятий, правильность и точность постановки диагноза; выявляет дефекты и их причины; готовит рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков.
Контроль качества медицинской помощи в организациях здравоохранения осуществляется и путем ежедневного
оперативного управления на утренних конференциях, обхода заведующего отделением, контроля ведения медицинской документации на консультациях специалистов. Для разбора врачебных ошибок, случаев расхождения диагнозов необходима четкая организация лечебно-контрольных комиссий, комиссий по изучению летальных исходов, инфекционной комиссии и др. с соответствующими организационными выводами, которые должны находить свое отражение в приказах, распоряжениях и инструкциях.
Организация оценки качества и эффективности медицинской помощи является не только способом выявления дефектов в работе, но и, в определенной степени, мерой по повышению ее уровня. С этой целью каждый выявленный дефект, каждый случай расхождения в оценке качества на различных этапах экспертизы, а также существенные отклонения от нормативных затрат должны быть поводом для специального обсуждения с целью повышения уровня знаний медицинских работников и выработки оптимальных подходов к лечебно-диагностическому процессу.
При этом основным фактором перехода от оценки качества и эффективности к их повышению является образование и постоянное совершенствование персонала. Дисциплинарные меры или меры наказания являются крайним и малоэффективным средством улучшения качества медицинской помощи.
Определенная миссия в обеспечении качества медицинской помощи принадлежит в организациях здравоохранения обходам и дежурствам. Выделяют административные и клинические обходы отделений (главным врачом, заместителями, профессорами, доцентами, руководителями отделений).
- Индикаторы договоров и заключительные положения
- Договорной процесс как инструмент управления качеством медицинских услуг
- Экспертиза качества медицинских и профилактических услуг на первичном уровне
- Самооценка как способ улучшения качества медицинской помощи
- Организация контроля качества медицинской помощи
- Модели управления качеством
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу