Модели управления качеством

Вместе с изменением представлений о качестве менялись и концептуальные модели управления качеством.

В настоящее время общепризнаны следующие концептуальные модели:

  1. Контроль качества (quality control) – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для
    выполнения требований к качеству.
  2. Обеспечение качества (quality assessment) – виды деятельности, планируемые и систематически осуществляемые в рамках системы качества, а также подтверждаемые, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.
  3. Непрерывное повышение качества (continuous quality improvement) – мероприятия, предпринимаемые повсюду в организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды, как для организации, так и для ее потребителей.

Концепцию непрерывного улучшения качества, как новую философию управления, разработал американский специалист в области качества доктор В. E. Деминг.

Стержневым принципом философии Деминга является стремление к постоянному усовершенствованию продукции или услуг.

Основные положения нового подхода доктор Е.Деминг сформулировал как принципы управления.

По мнению автора, необходимо:

  1. Создать постоянную цель для улучшения продукции и услуг.
  2. Воспринять новую философию.
  3. Перестать полагаться на инспекцию в достижении высокого качества.
  4. Перестать судить о бизнесе на основании цены.
  5. Постоянно и необратимо совершенствовать систему производства и обслуживания.
  6. Ввести обучение.
  7. Учредить руководство.
  8. Вытеснить страх.
  9. Разрушать барьеры между подразделениями.
  10. Покончить с лозунгами, призывами и заданиями в цифрах.
  11. Отказаться от количественных квот или норм выработки.
  12. Устранить препятствия, мешающие людям гордиться своим мастерством.
  13. Ввести интенсивную программу обучения.

Руководители органов и организаций здравоохранения должны изучить все виды оказываемой медицинской помощи, научиться выявлять наиболее характерные отклонения в организации лечебно-диагностического (профилактического) процесса для предупреждения этих отклонений в будущем.

Установление контроля над отклонениями делает возможным управление результатом.

Руководителям органов и организаций здравоохранения необходимо:

  • иметь представление о точке зрения потребителя (пациента);
  • владеть системным подходом;
  • владеть статистическими методами;
  • знать точку зрения работающего коллектива;
  • отказаться от традиционной оценки индивидуального выполнения работы.

Доктор А.Донабедиан (A.Donabedian, 1990г.) выделил три главных направления работы по обеспечению качества
медицинской помощи: совершенствование структуры, процесса и результата. Взаимосвязь структуры, процесса и результата получала название «триады Донабедиана».

Для совершенствования деятельности по обеспечению качества медицинской помощи необходимо:

  • создать соответствующую законодательную и нормативно-правовую базу по регулированию механизмов обеспечения качества медицинской помощи;
  • привести в соответствие с нормативно-правовой базой структуры и ресурсы (кадровые, финансовые, материальные и информационные);
  • создать соответствующие технологические стандарты и стандарты на результаты и эффективнее контролировать выполнение медицинских технологий.

Нормативные требования к структуре, призванные обеспечивать преимущественно предварительный контроль
качества, включают требования к квалификационным характеристикам медицинских работников (системы образования, аттестации, сертификации и лицензирования), к минимально необходимому инструментальному и лекарственному обеспечению, к санитарным правилам устройства и эксплуатации лечебно-профилактических учреждений.

В последние годы получили дополнительное развитие система последипломного образования, сертификация и лицензирование профессиональной деятельности, поддерживаемые соответствующими приказами и распоряжениями.

Другим элементом структуры, обеспечивающим качество медицинской помощи, является оснащение и устройство организаций здравоохранения. Реальное достижение учреждениями здравоохранения оснащенности, соответствующей законодательной базе, возможно только при соответствующем финансировании. Самая современная система управления качеством медицинской помощи оказывается неэффективной в условиях критически недостаточного финансирования системы здравоохранения.

Основные положения документов при проведении медицинской экспертизы сводятся к обеспечению контроля качества, разделению его на ведомственный и вневедомственный, использованию лицензирования и аккредитации организаций здравоохранения, врачей и к проведению экспертной оценки законченных случаев медицинской помощи по первичной документации на основе сопоставления с клиническими протоколами/ руководствами.

В Российской Федерации широко используется аудиторский принцип, когда на законодательном уровне от каждой организации здравоохранения требуются сертификат и лицензия государственного образца.

Интересно
Вышестоящими учреждениями, в том числе и Фондом ОМС при Правительстве Кыргызской Республики организуются регулярные проверки медицинской деятельности с применением методов статистического анализа. Показателями качества служат оптимальное достижение результата, медицинская обоснованность, соответствие клиническим протоколам/ руководствам, низкие значения показателей летальности, частоты осложнений, повторной госпитализации и др. важные параметры.

Стратегия непрерывного улучшения качества (НУК) определяется как всеобъемлющая направленность руководства на постоянное и непрерывное совершенствование всех показателей деятельности лечебно-профилактического учреждения в целом, всех его подразделений и отдельных сотрудников, а также наиболее полное удовлетворение запросов потребителей медицинских услуг.

Инициатива стратегии и ответственность за ее внедрение принадлежит руководству и поддерживается всеми ее сотрудниками.

В результате углубленного анализа принимается ряд управленческих решений, позволяющих оптимизировать деятельность организации здравоохранения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)