Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение целей организации.
Независимо от вида контроля в его процедуре всегда заключены три этапа деятельности:
- создание стандарта и выработка требований и критериев должной работы;
- сопоставление с выработанными стандартами и критериями реальных результатов;
- принятие решения о необходимых действиях по итогам контроля.
Действия администрации в ответ на результаты контроля могут быть следующими:
- внесение изменений в организацию работы;
- изменение стандартов;
- невмешательство в систему.
Эффективный контроль должен:
- иметь стратегическую направленность, то есть отражать приоритеты организации;
- быть ориентированным на результаты, то есть на те аспекты деятельности, которые могут быть реально улучшены;
- быть адекватным (характер контроля должен соответствовать контролируемому виду деятельности, например, нельзя контролировать качество лечения по количеству принятых пациентами таблеток);
- быть своевременным, то есть должен быть установлен соответствующий интервал между проводимыми проверками;
- быть гибким, простым и экономичным.
В практике имеют место и другие классификации видов контроля медицинской деятельности и качества медицинской помощи.
В зависимости от участников системы управления качеством медицинской помощи контроль можно разбить на следующие классы: государственный контроль; профессиональный контроль: внутренний (ведомственный), внешний (вневедомственный), независимый (в том числе аудиторский); общественный контроль; контроль пациента.