Организация и проведение психолого-педагогического консилиума

В предыдущих разделах работы уже достаточно было ска­зано о роли консилиума в общей системе психолого-педагоги­ческого сопровождения школьников.

Лишь еще раз отметим, что консилиум позволяет объединить усилия педагогов, психо­логов и всех других субъектов учебно-воспитательного процес­са, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию.

В данном разделе мы подробно остановимся на процедурных и содержательных аспектах работы психолого-педагогического кон­силиума.

Прежде всего, о его участниках. Обязательными участни­ками консилиума являются психолог, завуч и классные руко­водители (в начальной школе— основные учителя). Чрезвы­чайно желательным является присутствие на консилиуме школьного медика — врача или медсестры.

По крайней мере, консилиум должен располагать соответствующей медицинс­кой информацией. Педагоги-предметники в нашей модели не входят в число участников.

Необходимая информация от них поступает на консилиум через классного руководителя и час­тично психолога, а итоги консилиума с соответствующими рекомендациями обсуждаются с ними завучем, в ходе обяза­тельных консультаций, и психологом в рамках его работы по реализации решений консилиума. Могут быть сформулирова­ны по крайней мере два аргумента в защиту такого положе­ния.

Во-первых, практика показывает, что выработка индиви­дуальной стратегии сопровождения в присутствии всего педа­гогического коллектива параллели, в ситуации многообразия мнений и взглядов на ребенка очень затруднена, а эффектив­ность решений такого собрания практически нулевая.

Во-вто­рых, проблемы конкретного ребенка могут быть связаны именно с отношением к нему определенного учителя, какого-либо острого конфликта в их отношениях.

В отсутствии педагога за­вуч и психолог могут выработать план работы и с ребенком, и с педагогом, не вынося этот вопрос на общее обсуждение.

Итак, консилиум представляет собой небольшое по численности собрание людей, ответственных за успешное обучение и развитие ребенка в школе.

Далее, подробно остановимся на вопросе о том, какую информацию «поставляет» каждый участник консилиума для общего обсуждения.

Конечно, с полным правом мы можем обсуждать только работу психоло­га в рамках консилиума, однако в интересах дела выскажем свою точку зрения в отношении педагогов и медицинских ра­ботников.

При этом мы не претендуем на терминологическую непогрешимость и всесторонность наших представлений о со­держании их подготовки к психолого-педагогическому конси­лиуму.

Психолог приносит на консилиум результаты своей диаг­ностической деятельности — наблюдений, экспертных опро­сов педагогов и родителей, обследования самих школьни­ков. При этом обсуждению на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщен­ные материалы.

В этих материалах информация о ребенке или его семье, во-первых, облекается в формы, не на­рушающие их права на конфиденциальность, а во-вторых, формулируется доступным и понятным педагогу и медику языком. Формой предоставлений психологических данных на консилиум может быть приложение к протоколу психологи­ческого обследования, заполняемого психологом накануне консилиума.

В самом протоколе фиксируются результаты всех обследований и в первичной числовой форме, и в виде некоторого качественного уровневого показателя. В бланке приложения к протоколу данные могут быть обобщены сле­дующим образом:

1.Дано описание психологических особенностей обуче­ния, поведения и самочувствия школьника в период сбора информации.

Описание дается в свободной фор­ме, но с опорой на содержание психолого-педагогичес­кого статуса школьника. Точнее, тех его компонентов, которые были исследованы психологом.

2.Названы те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной, психи­ческой или социальной нормы и описаны конкрет­ные проявления этих нарушений.

Речь идет о таких явлениях, как умственное снижение по отношению к возрастной норме, психические нарушения, про­являющиеся в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях и др. По возможности указываются причины существующих нарушений.

  1. Названы те сферы психической жизни школьника, развитие которых характеризуется выраженными индивидуальными особенностями и описаны их реальные проявления.
  2. Перечислены адекватные с точки зрения психолога формы сопровождения.

Представляя на консилиуме конкретного ребенка, психо­лог может опираться и на первичные данные протокола, одна­ко другим участникам консилиума для ознакомления и рабо­ты предоставляются только тексты приложений.

Приведем в качестве примера один из возможных вариан­тов текста такого приложения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)