Организация деятельности школьного психолога

Как и любая другая живая и способная к функционирова­нию и развитию организационная система, школьная практи­ческая деятельность психолога предполагает наличие некото­рых базовых, центральных моментов работы, на которые как на основу, могут быть нанизаны все прочие виды деятельности.

Мы считаем, что в качестве такового в парадигме сопро­вождения может быть рассмотрен психолого-педагоги­ческий консилиум.

Именно в содержании и формах ор­ганизации консилиума максимально реализуются важнейшие теоретические основы парадигмы сопровождения. А именно:

  • его участниками являются основные субъекты учебно-воспитательного процесса в школе (администрация, педагоги, психолог, медицинский работник) и обмен информацией между ними позволяет получить достаточно целостное представление о школьном статусе ребенка;
  • в процессе равноправного сотрудничества на конси­лиуме разрабатывается общая стратегия сопровождения каждого ученика в основных сферах его школь­ной жизнедеятельности: предметном обучении и общении, нравственном, интеллектуальном, физическом развитии и др.;
  • реализация решений консилиума позволяет школьно­му психологу достичь основной цели своей практической деятельности — создать оптимальные психологические условия для обучения и развития школьников;
  • организация консилиума и реализация его решений требует «подключения» практически всех перечисленных выше видов практической деятельности школьного психолога.

Остановимся на последнем тезисе подробно и рассмотрим подготовку, проведение консилиума и реализацию его реше­ний как непрерывный процесс, состоящий из нескольких ос­новных этапов.

1-й этап — постановка проблемы. Отправны­ми точками для организации консилиума могут служить две распространенные школьные ситуации: запрос к психологу со стороны педагога или родителей относительно проблем обуче­ния или поведения, иногда — психического состояния конкрет­ного ученика (это первая ситуация), и запланированное об­следование школьников определенной параллели по програм­ме диагностического минимума (вторая ситуация).

И в том, и в другом случае речь идет именно о постановке проблемы. По итогам диагностического минимума вся обследованная группа школьников условно делится на две подгруппы: психологически благополучных и школьников с определенными трудностя­ми в обучении и развитии.

Так как суть этих трудностей и их происхождение не всегда очевидны на этом этапе работы с ребенком, в отношении второй подгруппы могут быть сделаны только некоторые предположения относительно природы и содержания выявленных проблем и очерчен круг дальнейшей диагностической работы.

Запрос, полученный от педагогов и родителей (иногда — самого подростка), также должен прой­ти определенную «психологическую обработку», проверку на обоснованность, прежде чем он превратится в психологичес­кую гипотезу относительно существа проблем школьника.

Оба предположения и являются основой для планирования и про­ведения углубленного психологического обсле­дования ребенка.

2-й этап — уточнение проблемы — начинается именно с проведения углубленной психодиагностики. Так как ее проведению предшествовала серьезная аналитическая ра­бота психолога, в преобладающем большинстве случаев нет необходимости проводить общее углубленное обследование психических особенностей ребенка, а можно ограничиться ре­ализацией определенной психодиагностической схемы.

Помимо собственно индивидуальной диагностической ра­боты с ребенком, на этом этапе предполагается сбор дополни­тельной информации от педагогов, классного руководителя, родителей, необходимой для уточнения психологического диа­гноза.

Синтезирование и обобщение всей информации о ребенке (условно говоря, «сборка» целостного школьного статуса) осу­ществляется на консилиуме, который находится на стыке вто­рого и третьего этапа.

Напомним, что в ходе консилиума ре­шаются основные задачи: получение всей необходимой для успешного сопровождения информации о школьном статусе ребенка (1 задача) и выработка единой стратегии психолого-педагогического сопровождения (2 задача). Решение первой задачи относится ко второму этапу работы.

В ходе совместно­го обсуждения данных о педагогических, психологических и медицинских особенностях школьного статуса ребенка педаго­ги и психолог получают уникальную возможность увидеть каж­дого ребенка как целостную личность, учесть большую часть факторов, влияющих на его обучение и развитие.

3-й   этап —   решение   проблемы. В рамках данно­го этапа разворачивается и работа психолого-педагогического консилиума (решение второй задачи), и деятельность каждого участника консилиума по реализации его решений.

На конси­лиуме формируется определенное представление об актуаль­ном состоянии ребенка и перспективах его ближайшего раз­вития, разрабатываются конкретные шаги и методы сопро­вождения школьника на данном этапе обучения.

Определяются также конкретные задачи каждого субъекта сопровождения по отношению к данному ребенку или данной ученической груп­пе, школьной параллели. В работу психолога по реализации решений консилиума входит реализация следующих направ­лений работы:

  1. Общая развивающая работа со всеми школьниками данной параллели;
  2. Специальная развивающая или консультативная работа со школьниками с выявленными психологическими проблемами обучения и развития;
  3. Консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и развития конкретных школьников и ученических групп;
  4. Консультирование школьной администрации по итогам диагностического минимума и консилиума;
  5. Социально-диспетчерская деятельность по отношению к детям, родителям и педагогам, нуждающимся в специализированной социально-психологической помощи.

Эти направления работы обретают конкретное содержа­тельное наполнение именно в свете стратегии сопровождения, выработанной на консилиуме, с учетом всей информации, на­копленной о школьном статусе конкретного ребенка или дан­ного класса.

С другой стороны, мы видим, что они практичес­ки исчерпывают те обязательные направления деятельности школьного психолога, которые выделены нами при изложении концептуальных основ нашей модели.

Это позволяет нам рас­сматривать психолого-педагогический консилиум в качестве центрального звена деятельности школьного психолога, объединяющего вокруг себя основные формы работы.

Непосредственно не связанными с консилиумом оказались такие направления деятельности, как просвещение школьни­ков, их родителей и педагогов и социально-посредническая работа в педагогическом коллективе при разрешении внутришкольных конфликтов.

Что касается просвещения, то будет це­лесообразным увязать во временном плане психологическое просвещение школьников определенной параллели с тем пе­риодом обучения, когда они больше всего общаются с психо­логом и ориентированы на психологическое знание — с перио­дом организации и проведения психолого-педагогических кон­силиумов по результатам диагностического минимума.

Тем самым мы включаем этот вид работы в общую систему сопро­вождения школьников определенной параллели.

Относительно социального посредничества при разрешении конфликтов и ведении переговоров отметим, что эта форма работы в значительной степени существует вне логики пара­дигмы сопровождения и представляет собой «скоропомощную» психологическую деятельность, ответ психолога на актуаль­ную социально-психологическую ситуацию, сложившуюся в школе.

При этом опосредованная связь такой работы с эффек­тивностью сопровождения, несомненно, существует, так как успешное разрешение возникающих конфликтов в различных системах внутришкольных отношений позволяет снять ряд ак­туальных проблем, которые могут существенно сказаться на обучении и развитии учащихся.

Таким образом, мы вычленили центральный,системообра­зующий аспект школьной психологической практики и описа­ли деятельность школьного психолога как целостный процесс.

Алгоритм работы школьного психолога, начиная с момента постановки проблемы и заканчивая реализацией решений консилиума и контролем за исполнением конкретных видов рабо­ты, представляет собой основной цикл деятельности.

С учетом того факта, что в течение учебного года школьный психолог организует и проводит шесть диагностических минимумов в различных параллелях, его работу можно представить в виде 6-ти основных циклов, плавно переходящих друг в друга и включающих в промежутках различные формы работы с детьми других школьных параллелей (в основном работу по конкрет­ным запросам педагогов, родителей, классных руководителей или самих школьников).

Центральным моментом работы каждого цикла является система психолого-педагогических консилиумов, на которых обсуждаются результаты диагностического минимума и про­блемы обучения и развития школьников других возрастов, выявленные в ходе проверки на обоснованность запросов учителей и родителей.

Система психолого-педагогических конси­лиумов должна быть узаконена в школе как важнейшая фор­ма регулярного сотрудничества педагогов, администрации и психолога.

Кроме того, и консилиумы, и сами обследования в рамках диагностического минимума должны быть включены в план работы школы как обязательная форма мероприятий, проводимых с детьми, педагогами и родителями.

Без выполне­ния этих требований чрезвычайно трудно организовать сколь­ко-нибудь продуктивную работу школьного психолога, тем более невозможно спланировать и реализовать ее как целост­ный процесс сопровождения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)