Опыт США в организации и становлении пресс-служб

Важную роль играют работники пресс-служб различных организаций.

Пресс-служба – это служба информации, существующая постоянно при компании, учреждении для установления и поддержания контактов с прессой, освещения деятельности фирмы.

Начало этой деятельности положил Айви Ли, сделав первое заявление для печати. В 1914 г. он поступает на службу к Джону Рокфеллеру, увлекает миллиардера идеей общественной значимости бизнеса. Именно Айви Ли одним из первых применил выражение «паблик рилейшнз» к профессиональной деятельности.

Интересно
В Америке впервые сложилась традиция ежегодно отчитываться перед своим народом. Пресс-секретарь писал достаточно объемный доклад. Туда включались новости из всех сфер жизни американца, и, как правило, в докладе приводились цифры и факты, сколько президент и его правительство сделали для американских граждан. Чаще всего это было сформулировано с учетом факторов, способствующих формированию положительного имиджа президента и его окружения.

Регулярно Ф. Рузвельт выступал по радио с обращениями к гражданам своей страны. Грамотный текст, базирующийся на знаниях в области пиара, приводили к тому, что такие выступления всегда очень восторженно принимались публикой. И сама подача сообщения Ф. Рузвельтом, на наш взгляд, доводила этот текст до совершенства.

Существовала даже программа по радио, которая так и называлась «Беседы у камина». В ней президент Америки спокойным голосом, словно беседуя со своими друзьями, обсуждал те или иные проблемы, стоящие перед страной. Приведем отрывок его выступления от 12 марта 1933 г.

Друзья мои, я обращаюсь к гражданам Соединенных Штатов, чтобы немного поговорить о банках. Я обращаюсь к тем, кто понимает механику банковского дела, – таких сравнительно мало, – но особенно к тому огромному большинству из вас, кто пользуется банками, чтобы хранить деньги и выписывать чеки. Я хочу рассказать вам о том, что сделано за последние несколько дней и зачем это было сделано, а также о наших дальнейших шагах…

…Это ваше дело, друзья мои, – ваше не в меньшей степени, чем мое. Вместе мы обязательно добьемся успеха. Если мы проанализируем данный текст, то можем убедиться в грамотной подаче информации для народа. Текст продуман до мелочей. Например, его частые обращения к народу, которые используют сотрудники пресс-службы, способствует тому, что данные мысли обязательно дойдут до адресата и вызовут доверие с его стороны (Друзья мои, я обращаюсь к гражданам Соединенных Штатов, чтобы немного поговорить о банках).

Подробным образом он рассказывает в своем выступлении по радио, какие шаги он предпринимает, чтобы решить проблему. Человек, находящийся по ту сторону микрофона, непременно поймет такой текст и воспримет его, как надо президенту и его журналистскому окружению. Например: «Моим шагом стал ряд регулирующих постановлений, которые позволили банкам продолжать операции, необходимые для снабжения населения продовольствием и предметами первой необходимости, а также для выдачи заработной платы».

В своем выступлении Ф. Рузвельт достаточно часто обращается к своему народу, но в то же время сам задает ему вопросы и тут же на них отвечает: «Вы можете спросить: почему не открыть все банки одновременно? Ответ прост, и я уверен, что вы с ним согласитесь».

Подобными фразами он способствует тому, что адресат, даже если ничего в данном случае не понимает и не знает, правильные действия осуществляет президент и его окружение в данный момент или нет, обязательно согласится с выводами, так как текст написан с учетом психологических установок на воздействие и управление сознанием людей. Например: «Ваше Правительство не желает повторения истории последних нескольких лет. Мы не хотим и не допустим новой эпидемии разорения банков».

В выступлении часто оратор говорит с народом на его языке. Текст состоит из простых фраз, доступных для восприятия. Обращаясь к адресату, президент сочувствует ему, понимает всю тяжесть ситуации и старается показать в тексте, что он сделает все возможное для решения данной проблемы. «Это мой долг, тем более, что все вы так стойко и терпеливо сносили лишения и неудобства из-за банковских каникул. И я знаю: когда вы поймете, чем занимались мы здесь, в Вашингтоне, вы и впредь будете оказывать мне поддержку – такую же полную, какими были ваши солидарность и помощь в течение прошедшей недели». Обращаясь к народу, Ф. Рузвельт говорит уважительным тоном: «Прежде всего, позвольте мне указать на тот простой факт…» или «С огромной радостью я улавливаю нотки доверия в настроениях людей по всей стране.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что на первое место в работе пресс-службы государственных структур Америки в те годы выходила функция пропаганды действий правительственных организаций. И с помощью грамотно построенных речей президента Америки с учетом применения инструментов PR и спичрайтинга стало возможным преодоление кризисных ситуаций в стране.

К середине 1970-х гг. большинство стран имели в составе правительства пресс-службу, которая подготовила тексты для руководящего звена и обеспечивала их распространение. Первая Служба коммуникации была создана в 1970-е гг. исполнительной властью в Белом доме в период президентства Р. Никсона, впоследствии она стала неотъемлемой частью аппаратов президентов.

Служба занималась долговременным планированием PR-работы, распространением «идеи дня». Служба коммуникации обеспечивала непосредственный выход на региональную публику, минуя вашингтонскую прессу. Она осуществляла подготовку сообщений для использования различными СМИ, организовывала поездки, рассылала готовые статьи и т.д.

Также в созданной специально пресс-службе появился пресс-секретарь, отвечавший за ежедневные брифинги и контакты с вашингтонскими журналистами. Дж. Картер, пришедший в Белый дом на волне «уолтергейтского скандала», придавал связям с общественностью исключительное значение. При нем была создана специальная телевизионная служба, позволявшая поддерживать прямую связь с местными журналистами.

При Рональде Рейгане служба коммуникации играла огромную роль, занимая наступательную позицию, отводя от президента критику, выстраивая свою коммуникационную стратегию на базе законодательной стратегии. Поэтому, возможно, Р. Рейган стал самым успешным президентом-коммуникатором в истории.

Многие специалисты отмечают, что Ф. Рузвельт и Р. Рейган были самыми успешными президентами-коммуникаторами в истории США. Сегодня же, по нашему убеждению, прекрасным оратором в мире, блестяще проводящим ежегодные послания президента к Федеральному Собранию, ежегодные пресс-конференции, является руководитель РФ Владимир Владимирович Путин. Его хорошо поставленная речь, грамотная, с нужными акцентами на определенных словах, с голосовым модулированием привлекает и, что важно, проникает в сознание адресата. А ведь подача текста напрямую зависит и от содержания информации. И тут видна работа прежде всего пресс-секретаря Президента Дмитрия Пескова, серьезного штата журналистов, специалистов в области пиар-технологий и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)