Лубки

Изображения коробейников можно увидеть на лубочных картинках.

Лубок (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) – вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов, первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование с пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Самые древние из известных лубки китайские. До VIII в. они рисовались от руки. В России продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы» или «немецкие потешные листы». Такие рисунки печатались на досках особого пиления. Эти доски назывались луб (откуда потом пошло название «палуба»). Писали на лубе еще в XV в.

А вот раскрашиваемые лубяные коробы распространились только в XVII в. Позднее подобные изображения получили название лубок, лубочная картинка.

В Европе лубок появился в XV в. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже появилась гравюра на меди и литография. Лубок использовался как средство агитации. Например, знаменитые «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения периода Великой французской революции. Если восточный лубок Китая или Индии отличался яркой красочностью, то русский лубок XVIII в. – выдержанной композиционностью. Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, устные сказания и т. д.

Изготовление лубочных картинок отличалось простотой. Никаких серьезных финансовых затрат его авторы и производители не несли. Все материалы для лубков были доступны. Производство велось в различных городах и деревнях России, как в крупных поселениях, так и небольших. Лубки были широко распространены, не были дорогими, поэтому практически каждый мог их купить. Они приобрели широкую популярность, и смело можно утверждать, что такие картинки пользовались спросом у населения, в некоторой степени даже было престижно иметь лубки на разные темы. Таким образом, лубки входили в каждый дом независимо от материального достатка и создавали основу для появления современной рекламы и печатной массовой культуры, которые постепенно входили в повседневную жизнь русского человека.

Выделяют несколько типов лубков:

  • сказочные;
  • духовно-религиозные;
  • философские;
  • юридические (изображались судебные процессы или судебные действия);
  • исторические (изображение исторических событий, битв, городов, топографические карты);
  • сказочные (повести об удалых людях);
  • праздники (изображения святых и др.);
  • конница (лубки с изображением всадников);
  • балагурник (потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски).

Московский патриарх Иоаким в 1674 г. запретил «покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Лики почитаемых святых должны были писаться на доске, а печатные изображения предназначались для «пригожества».

Интересно
Указом от 1721 г. запретили также продажу «на Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненныя разных чинов людьми… эстампы (листы), печатанные своевольно, кроме типографии». В Москве появилась Изуграфская палата, которая выдавала разрешение печатать лубки «своевольно, кроме типографии». Со временем этот указ перестал исполняться, поэтому в 1744 г. было повелено «представлять рисунки предварительно на апробацию епархильным архиреям».

Указ 1723 г. требовал «Императорские персоны иску но писать свидетельствованном в добром мастерстве живописцам со всякою опасностью и прилежным тщанием». По этой причине на лубочных картинах не встречается изображений царствующих персон.

В 1822 г. для печатания лубков была введена цензура полиции; некоторые лубки были запрещены, доски уничтожены. В 1826 г. цензурным уставом все эстампы были подчинены только рассмотрению цензуры.

Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных альманахов и календарей. Картинки для крестьян становились источником новостей и знаний. Картинки сопровождались текстом назидательным или шутливым. Они были доступны и заменяли газеты. В конце XIX в. самыми популярными были картинки на темы из Священного Писания, затем шли жанровые картинки, чаще нравственно-поучительного характера, о семейных ценностях. Состоятельные купцы покупали нравоучительные и воспитательные листы о добродетелях и семейной жизни, а у крестьян пользовались успехом лубки о беспутных детях, осуждении пьянства, разгульной жизни.

Популярны были лубки, посвященные героизму русских воинов. Встречались эпизоды из басен и сказок, батальные сцены, злободневные сатирические сюжеты. Картинки печатались с гравированных изображений на внутренней части древесной коры, и в содержательном плане они доносили до разного адресата независимо от возраста и социального положения в обществе разнообразную информацию и идеи.

Ведущей была рекламная функция. Можно привести пример, когда на сохранившихся лубках рекламировали иноземную модную продукцию, что можно считать образцом торговой рекламы.

Приведем пример, когда лубочные картинки носили рекламный характер. Если в XVII в. в Англии достаточно активно рекламировались чай, кофе и шоколад, то в России лубки XVIII в. популяризировали табак. Много было картинок, где лубочные мастера настойчиво внедряли табак в быт русского человека. В других случаях лубочные картинки носили характер рекламы с серьезным социальным подтекстом.

Своеобразной социальной рекламой можно назвать лубки, посвященные оспе. Их целью было предотвратить распространение оспы путем информирования населения об этом страшном заболевании. Картинки сообщали об опасности эпидемии, а также необходимости прививок. В связи с этим использовался богатый набор рекламных средств того времени во благо россиян. На одном из лубков изображены две крестьянки. Одна была здоровой и румяной, а другая показана обезображенной оспой.

Рядом с ними трое маленьких детей, которые держат за подол женщин, и написан следующий стихотворный текст:

Какой позор уродливым мальчишкам,
Смотрите, как они хорошим ребятишкам
Дурными кажутся и как от них бегут,
Товарищами их в игрушку не зовут,
С уродами ж играть как будто все боятся
И так спешат от них скорее прочь убраться.

Как правило, на такие серьезные темы обычно изготавливали серию лубочных картинок, завершавшуюся летучим листком, в котором подробно излагались наставления о прививании оспы. Поэтому мы можем сделать вывод, что такие подборки носили рекламный характер и были востребованы среди населения. Но самое главное, что они в итоге полностью выполняли свою просветительскую функцию.

Авторы лубков достаточно интересно и точно могли передать настроение сюжета, его цель, возможности и убедить население в необходимости покупки товара или (как в случае с оспой) прививки от страшного заболевания. Применяли прием контрастов и противопоставлений: здоровье и болезнь, красота и уродство, святость и греховность. Широко использовались аллегория, подтекст, иносказания, известные сказочные сюжеты.

Основные идеи изображения, воплощенные в броских образах, побуждали многих людей выбрать определенную линию поведения, например, вести нравственный образ жизни, понять необходимость брить бороду или смысл крестного знамения и т.д.

Например, религиозные лубки часто служили приглашением к сбору пожертвований на строение монастырей и храмов. В этом случае на лубочной картинке изображался монастырь с надписью: «Не благоугодно ли что-нибудь пожертвовать на украшение обители?» И такой лубок, как правило, посылали в подарок зажиточным горожанам для сбора пожертвований. Или когда необходимо было напомнить горожанам о возмездии за совершенные преступления, лубочные картины использовали активно в качестве средства распространения информации и как способ воспитания населения, формирования правильных политических, религиозных и даже светских позиций.

Интересно
Например, реклама обрядов публичного покаяния преступников – мужа и жены Жуковых, которые в 1767 г. совершили несколько жестоких убийств. Листки изображали преступников, закованных в кандалы на фоне храма. Далее следовал текст, объявлявший о порядке проведения этой акции: «Повестить за сутки во всем городе от полиции, в который день, какого часа и в которой церкви сей злодеи исповедать будут всенародное свое покаяние».

Таким образом, происходил синтез различных средств рекламной деятельности. Распространенное явление, когда объявление публично оглашалось на площади, потом его основная мысль отображалась на лубочных картинках и тиражировалась среди населения. То есть одновременно применялась письменная, театрализованная реклама (очень часто бродячие артисты делали целые представления на ту или иную важную для населения тему), а также живописная. Все это давало большие возможности для развития рекламы и ее совершенствования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)