Определение понятия «здоровья»

В настоящее время существует достаточно много определений «здоровья». Разнообразие взглядов связано с тем, что здоровье представля­ет собой довольно сложное явление, характерные стороны которого труд­но четко выразить.

На протяжении более двух тысяч лет считалось, что здоровье – это от­сутствие болезни, и лишь Генри Сигерист, чьи работы открыли новый этап познания здоровья, указал на то, что здоровье – это самостоятельное явле­ние, определяющее состояние физического, душевного и социального бла­гополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Именно такое понимание послужило основой для дефиниции здоровья, принятой в 1948 г. Всемирной организацией здравоохранения, поскольку отражает целостный подход к пониманию категории «здоровье» с выделе­нием трех основных его составляющих – физического, психического и со­циального.

Под физическим здоровьем понимается способность человека исполь­зовать свое физическое тело, его органы и системы для самосохранения и развития.

Оно измеряется степенью физической подготовленности и ак­тивности, физической формой и тренированностью. Важными компонен­тами физического здоровья являются вегетативный и иммунный статусы организма, сенсорное здоровье.

Психическое здоровье есть состояние психической сферы человека, определяющее его способность контролировать свои эмоции и поведение, справляться со стрессами. Отражением психического здоровья является психологическое благополучие человека.

Социальное здоровье заключается в способности адаптироваться к со­циальной среде, полноценному выполнению социальных функций. Оно отражает социальные связи, способность к общению.

Практической, коли­чественной оценкой его может быть и общее благосостояние, т. е. потреб­ление личностью материальных и духовных благ, а также полномочий и других проявлений признательности со стороны государства и сограждан, что является достаточно хорошей оценкой социальной адекватности.

В настоящее время принято выделять также следующие разновидности здоровья:

  • соматическое (телесное) – текущее состояние органов и систем ор­ганов человеческого организма;
  • сексуальное – комплекс соматических, эмоциональных, интеллекту­альных и социальных аспектов сексуального существования человека, по­зитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность чело­века и его способность к любви;
  • нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.

Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

В обобщенном и несколько упрощенном виде критериями здоровья яв­ляются:

  • для соматического и физического здоровья – я могу;
  • для психиче­ского здоровья – я хочу;
  • для нравственного здоровья – я должен.

Приведем несколько определений здоровья, позволяющих расширить представления о нем.

Н.М. Амосов, например, вводит понятие «количество здоровья», кото­рое может быть определено резервными возможностями организма, и счи­тает, что здоровье – это максимальная производительность органов при со­хранении качественных пределов их функций.

Здоровье следует понимать как равновесие между организмом и средой в самом широком смысле этого слова, а мера стресса, мера напряжения систем управления, возвращающих нас к равновесию со средой, есть одновременно и мера здоровья, считают Р.М. Баевский и С.Г. Гуров.

Такая комплексная характеристика здоровья позволяет определять его как основу, обеспечивающую приспособление организма к меняющимся условиям внутренней и внешней среды, сохранение и расширение резервов функционирования его систем, развитие психических функций, познава­тельной и социальной деятельности.

Более детально здоровье можно рассматривать как состояние, как про­цесс и как способность.

Выделяют три состояния здоровья:

  1. Состояние здоровья, характеризующееся высоким уровнем адапта­ционных возможностей.
  2. Состояние болезни со срывом адаптации.
  3. Пограничное состояние – между здоровьем и болезнью.

Повышенный интерес исследователей проявляется в отношении погра­ничного состояния. Дело в том, что переход от здоровья к болезни осу­ществляется через ряд переходных стадий, которые не вызывают у челове­ка выраженного снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности обращаться за медицинской помощью.

Эти переходные ста­дии объединяются под одним общим названием «третье состояние». По оценкам специалистов, в этом состоянии находится до 50-75 % населения земного шара. По традиционной классификации это подростки второй группы здоровья, которые составляют примерно 89 % от общего числа студентов.

«Третье состояние» неоднородно по своему составу и может быть раз­ делено как минимум на две стадии: донозологичеекую, когда функции ор­ганизма реализуются более высоким, чем в норме, напряжением регуля­торных систем и преморбидную с выраженным снижением функциональ­ных резервов и перенапряжением механизмов гомеостаза. Но это состоя­ние не предполагает фатального перехода в стадию болезни. Скорее это шанс, подаренный человеку природой, для восстановления резервных воз­можностей организма.

Здоровье может рассматриваться и как процесс – процесс его сохране­ния и укрепления (т. е. перехода в более высокий уровень).

Основным механизмом сохранения здоровья является гомеостаз – спо­собность организма с помощью системы обратных связей обеспечивать по­стоянство своей внутренней среды, несмотря на изменения окружающих условий.

Другой фундаментальной способностью организма, которую он ис­пользует для сохранения здоровья, является адаптация – приспособление к окружающей среде в ответ на ее изменения и поступающие из нее раз­дражители. Однако за адаптацию необходимо «платить» – поддерживать определенный уровень резерва адаптационных возможностей.

Таким обра­зом, сохранить здоровье можно путем сокращения его потерь, т. е. устра­нив причины чрезмерного расходования здоровья, исключив факторы рис­ка, придерживаясь здорового образа жизни.

В основе укрепления здоровья лежит другой, здравосозидающий, ме­ханизм. Согласно негэнтропийной теории онтогенеза, повышение адапта­ционного потенциала связано, прежде всего, с ростом энергетического ре­зерва организма, повышением запаса «свободной энергии», которая и слу­жит для защиты организма от внешних (например, инфекционных) и внут­ренних воздействий (таких как заболевания внутренних органов и также старения).

Львиная доля энергии образуется в организме в ходе аэробных реакций (т. е. в ходе выполнения продолжительной физической нагрузки умеренной интенсивности). Они лимитируются величиной максимального потребления кислорода (т. е. напрямую зависят от работоспособности ор­ганизма).

Многочисленные исследования свидетельствуют, что высокие аэробные возможности не только препятствуют развитию хронических за­болеваний, но и повышают устойчивость организма к различного рода не­благоприятным факторам: инфекциям, экологической загрязненности, ра­диации, гипоксии, перегреванию, охлаждению и т. д.

Таким образом, в организме наряду с реакциями, направленными на сохранение здоровья, функционируют реакции, обеспечивающие его накопление, т. е. укрепление.

Здоровье – это способность. Причем, учитывая, что эта де­финиция не только медико-биологическая, но и социальная, можно ска­зать, что речь идет о способности к реализации человеком своих не только биологических, но и социальных функций.

С этих позиций дефиниция здоровья человека выглядит следующим образом: «здоровье – это целостное динамическое состояние организма, которое определяется резервами энергетического, пластического и регуля­торного обеспечения функций, характеризуется устойчивостью к воздей­ствию патогенных факторов и способностью компенсировать патологиче­ский процесс, а также является основой осуществления биологических и социальных функций».

Несмотря на то, что сущность понятия «здоровье» в основном раскры­та, в практике врачебно-педагогического контроля количественная оценка индивидуального здоровья, с целью рекомендации адекватных двигатель­ных режимов и профилактических мероприятий по оздоровлению, все еще остается трудной проблемой.

Интересно
Выбор модели (диагностический подход) зависит от цели диагностики и определяет совокупность методик обследования, на которые опирается диагноз. При этом главными являются не совокупность используемых при­знаков, а логика их интерпретации и интеграции при выработке конечного диагностического заключения.

В сущности, речь идет о разных логических моделях, с помощью которых может быть описано положение индивида в системе координат «здоровье – болезнь».

Следует заметить, что до настоящего времени не выработаны еще до­статочно точные и надежные критерии, позволяющие однозначно оценить здоровье.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)