Структура учебно-тренировочного занятия

Под структурой учебно-тренировочного занятия понимается: ввод­ная часть, подготовительная, основная и заключительная часть.

Вводная часть занятия. Учебно-тренировочное занятие строится с учетом реализации методических принципов физического воспитания.

Общепринятым является учебно-тренировочное занятие, состоящее из вводной, подготовительной, основной и заключительной частей. Трениро­вочное занятие с квалифицированными спортсменами и самостоятельные занятия студентов строятся из трех частей, где две первые части объеди­няются в одну вводно-подготовительную часть, или разминку.

Можно ре­комендовать следующее примерное распределение времени по частям занятия:

  • из четырех частей: вводная часть – 5 мин, подготовительная (раз­минка) – 25 мин, основная – 53 мин, заключительная часть – 7 мин, всего – 90 мин;
  • трех частей: вводно-подготовительная часть (разминка) – 20-30 мин, основная часть – 50-60 мин, заключительная часть – 5-10 мин, всего – 90 мин.

Вводная часть занятия сводится к организации занимающихся (постро­ение), созданию рабочей обстановки и психологического настроя на эф­фективное выполнение ими заданий преподавателя по обучению и совер­шенствованию техники физических упражнений, а также к выполнению запланированных на данное занятие объема и интенсивности тренировоч­ных нагрузок.

Во вводной части перед занимающимися ставятся конкрет­ные задачи, создается четкое представление о содержании основной части, что позволяет более плодотворно решать задачи данного учебно­-тренировочного занятия.

Подготовительная часть занятия. Разминка обеспечивает преодоле­ние периода вырабатывания. Она переводит организм занимающихся из состояния сравнительного покоя в деятельное состояние, в состояние го­товности к выполнению повышенных физических нагрузок, способствует реализации принципа постепенности.

Физиологический механизм действия разминки следующий: медлен­ный бег в начале разминки приводит к раскрытию большого количества капилляров в сердечной мышце и в скелетных мышцах.

Активируются кровообращение и дыхание, температура внутренней среды организма повышается, что способствует увеличению проницаемости мембран легочных пузырьков (альвеол), эритроцитов крови, мышечных волокон и клеток всех других тканей, повышает эффективность обмена веществ, улучшает эффективность обмена веществ, улучшает питание тканей кислородом и питательными веществами, значительно увели­чивает снабжение организма энергетическими веществами, а также повышает эффективность вывода из клеток продуктов распада, образую­щихся в процессе их активной деятельности; гимнастические упраж­нения активизируют кровообращение в мышцах, мышечных сухожилиях, связках, окружающих суставы, в результате чего повышается их эластич­ность, что способствует увеличению работоспособности организма и профилактике травматизма.

Отсутствие разминки или небрежное, неэф­фективное ее проведение может отразиться на состоянии здоровья зани­мающихся (особенно на сердечно-сосудистой системе) и привести к трав­мам.

Интересно
Разминка делится на две части: общую и специальную. Общая размин­ка решает задачу активизации (разогревания) опорно-двигательного аппарата и деятельности внутренних систем организма, особенно сердеч­но-сосудистой и дыхательной.

Для достижения этого применяются медленный бег (6-15 мин) и гимнастические упражнения на все группы мышц и все части тела( 15-20 мин).

Специальная разминка направлена на повышение координационных способностей, создание энергетичес­кой основы, подготовку организма занимающихся к выполнению после­дующих, более сложных по координации движений и более интенсивной тренировочной нагрузки.

В этой части разминки выполняются специаль­ные подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части тренировочного занятия.

Специальная часть разминки на одном занятии может выполняться несколько раз, когда занимающи­еся в основной части переходят к выполнению других физических упражнений. Например, если в основной части занятия, после трени­ровки в спринтерском беге, занимающиеся переходят к занятиям метани­ем, то перед началом выполнения метаний необходимо специальная разминка.

Основная часть занятия. В основной части выполняются главные за­дачи, стоящие перед данным занятием, т. е. происходят обучение и совер­шенствование техники физических упражнений, выполнение тренировоч­ной нагрузки по воспитанию физических качеств.

Выполнение задач, свя­занных с разучиванием техники физических упражнений большей коорди­национной сложности, осуществляется в самом начале основной части за­нятия. Тренировочные нагрузки с целью воспитания физических качеств рекомендуется планировать в следующем порядке: сначала выполняются упражнения на быстроту движений, затем — на силу и в конце — занятия на выносливость (гибкость воспитывается в процессе разминки).

Иногда эта последовательность может меняться в целях развития у занимающихся способности проявлять высокую работоспособность при различных состо­яниях и утомления организма.

Заключительная часть. Заключительная часть занятия направлена на обеспечение постепенного снижения функциональной активности и при­ведение организма занимающихся в сравнительное спокойное состояние.

Резкий переход от активных движений к покою включает действие мы­шечного насоса и перегружает сердечную мышцу. В этом случае после за­нятия занимающиеся могут испытывать дискомфортное состояние.

В за­ключительной части применяются медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление с глубоким дыханием и т. п. В конце заключительной части рекомендуется провести анализ проделанной на занятии тренировочной работы, связать ее с выполнением задач на данном этапе тренировки,определить содержание самостоятельных занятий для каждого занимаю­щегося и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)