Здоровый образ жизни студентов

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здо­ровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением рабо­тоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Под здоровым образом жизни (ЗОЖ) следует понимать разумное, в со­ответствии с требованиями физиологии и гигиены, поведение человека и способы повседневной жизнедеятельности, которые укрепляют и совер­шенствуют резервные возможности его организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

ЗОЖ характеризуется душевным комфортом во взаимоотношениях в семье и на производстве, правильным режимом труда и отдыха, отказом от вредных привычек, достаточным уровнем двигательной активности, раци­ональным и полноценным питанием, применением закаливающих проце­дур, контролем состояния здоровья, соблюдением правил личной гигиены и многим другим, что определяет хорошее самочувствие человека.

Главенствующую роль во влиянии на здоровье людей играют факторы риска, объединенные под общим названием «образа жизни». От них здоро­вье зависит более чем на 50 %, на 15-20 % – от окружающей среды, на столько же – от наследственности и на 8-10% от системы здравоохране­ния.

Поэтому сохранение здоровья, являясь одной из самых актуальных проблем нашего общества, требует в своем решении участия не только врачей, гигиенистов, психологов, валеологов и педагогов, но и усилий каждого человека, направленных на соблюдение принципов здорового об­раза жизни и возвращение утраченного здоровья, если его уровень приоб­рел тенденцию к снижению.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство и целесо­образность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарова­ний и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом.

Интересно
Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают ре­альные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособ­ности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования.

Ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способно­сти построить себя как личность в соответствии с собственными представ­лениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отноше­нии.

Ведение студентами здорового образа жизни предполагает не хаотиче­ское использование различных методик, а применение индивидуального, тщательно подобранного плана.

План должен учитывать физиологические и психологические особенности конкретного человека, стремящегося улучшить свое состояние. Здоровый образ жизни не предполагает какую-то специальную физическую подготовку, его принципы рассчитаны на использование их обычным человеком с целью поддержания работоспособ­ности и нормализации.

Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, об­щения, организация жизнедеятельности, закрепленных в виде образов до уровня традиционного.

Основными элементами здорового образа жизни выступают:

  • соблюдение режима труда (учёбы) и отдыха, питания и сна, гигиенических требований;
  • организация индивидуального целесообразно­го режима двигательной активности;
  • отказ от вредных привычек;
  • культура межличностного общения и поведения в коллективе;
  • культура сексуально­го поведения;
  • содержательный досуг, оказывающий развивающее воздей­ствие на личность.

Формированию ценностного отношения студентов к собственному здоровью и здоровому образу жизни способствуют культивирование этих понятий в обществе, популяризация занятий физической культурой и спортом. Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориен­таций студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта.

Об­щественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются сту­дентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.

Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллек­туальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологичес­ких (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навы­ки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) про­цессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асо­циальных качеств личности.

Системе образования приходится брать на себя значительную часть усилий общества по подготовке молодых людей к взрослой жизни:

  1. Созда­ние условий для осознанного принятия ценностей здоровья.
  2. Формирование у молодого поколения нового мышления, в котором важными жизненными ценностями являются здоровый образ жизни и активное долголетие, что, в свою очередь, должно стать ведущими факторами в обеспечении физиче­ского, нравственного, культурного развития и оздоровления общества.

По­этому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью об­щественных ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)