Методика дозирования физических нагрузок

Нагрузка при занятиях по физическому воспитанию – величина воздействия их на организм занимающихся. При соблюдении определен­ных условий нагрузка ведет к повышению функциональных возможностей организма, к развитию физических способностей.

Повторно применяя оптимальные нагрузки, постепенно увеличивая их и чередуя с необходимым отдыхом, добиваются совершенствования орга­низма занимающихся, обеспечивают развитие необходимых физических качеств и, естественно, оздоровления.

Физическая нагрузка имеет две различные стороны: объем и интенсивность.

Под объемом нагрузки понимают суммарное ее количество (за данное занятие, неделю, месяц и т. д.), выраженное в мерах времени, расстояния (метраж и километраж), веса, а также в количестве выполняе­мых физических упражнений и других конкретных показателях.

Интенсивность же нагрузки означает степень напряженности усилий занимающихся, степень «концентрации» нагрузки во времени. Ме­рой интенсивности могут служить: скорость движений, мощность работы, величина применяемых отягощений и т. п.

Оценивая нагрузку при выполнении физических упражнений с рекреа­ционно-оздоровительной направленностью, учитывают как внешнюю ве­личину воздействия, выраженную в указанных выше мерах объема и ин­тенсивности, так и величину ответных реакций организма, т. е. степень фи­зиологических и биомеханических сдвигов в организме при выполнении данного физического упражнения – изменение динамики нервных процес­сов, деятельности органов дыхания, кровообращения и т. д.

Внешняя нагрузка и величина ответных сдвигов в организме при одном и том же состоянии организма соразмерны: одна и та же внешняя нагрузка вызывает одну и ту же ответную реакцию; чем больше внешняя нагрузка, тем значительнее сдвиги в организме, чем она меньше, тем меньше сдвиги.

Но при различном состоянии организма между ними нет прямого соответ­ствия. Здесь неодинаковые внешние нагрузки могут дать один и тот же эффект, и одинаковые внешние нагрузки – различный эффект. Так, по мере повышения функциональных возможностей организма одна и та же внеш­няя нагрузка (например, ежедневный бег на 1 км с одной и той же скоро­стью) вызывает все меньшие и меньшие сдвиги в организме, поскольку происходит приспособление к данной нагрузке.

Интересно
Нагрузки на занятиях по физическому воспитанию со студентами варь­ируют от сравнительно небольших до средних, затем максимальных. На каждом данном этапе они должны быть оптимальными, т. е. соответство­вать возможностям и подготовленности занимающихся, и вести к неуклонному повышению данного уровня. На определенных этапах опти­мальными могут стать максимальные нагрузки.

Нагрузки подразделяются на стандартные (повторные) и вариативные (меняющиеся по мере воспроизведения упражнения). Те и другие могут быть равномерными (как, например, при беге с постоянной скоростью) и неравномерными (например, при беге с ускорениями), прогрессирующими (возрастающими) и нисходящими. Эти признаки могут сочетаться.

Эффект нагрузки, т. е. ее воздействие на организм занимающих­ся зависит от ряда внешних и внутренних обстоятельств: уровня физиче­ского развития занимающихся, их подготовленности (тренированности), возрастных, половых и индивидуальных возможностей, а также от состоя­ния их организма в данный момент, которое, в свою очередь, зависит от общего режима жизни, трудовой или учебной деятельности, гигиенических и даже метеорологических и географических условий (температуры воздуха, атмосферного давления) и др.

Эффект нагрузки во многом определяет­ся и психологическими факторами (характером взаимоотношений между преподавателем и занимающимися и между самими занимающимися, между занимающимися и окружающими, например, зрителями на спортивном состязании и т. д.). Определяя меру нагрузки на каждое конкретное занятие, преподаватель тщательно учитывает все эти обстоятельства. В за­висимости от их изменения он вносит соответствующие коррективы в ее дозировку.

Дозирование нагрузки – очень важный фактор, поскольку, определяя воздействие нагрузки на занимающихся, преподаватель учитывает количе­ственную и качественную стороны выполняемых упражнений, внешние объективные признаки, характеризующие состояние занимающихся (их внешний вид, окраска кожных покровов, внешнее дыхание, потоотделение и др.), а также их отзывы о самочувствии.

Для более глубокого анализа ис­пользуются данные врачебного контроля. Единство педагогического и врачебного контроля – обязательное условие полноценных занятий по фи­зическому воспитанию.

Дозировка нагрузки достигается разнообразными методическими при­емами. Наиболее распространенные из них:

  • изменение отдельных сторон данного физического упражнения (тем­па, количества повторений и т. д.) или замена одного упражнения другим;
  • изменение внешних условий выполнения упражнений (приложение отягощений, выполнение упражнения, например бега, в условиях разного рельефа и т. д.);
  • применение различных интервалов отдыха.

При проведении оздоровительных занятий важно учитывать не только объем, но и интенсивность физических упражнений, т. е. работу, соверша­емую за единицу времени: скорость передвижения при ходьбе, беге, плавании, езде на велосипеде, количество повторений физических упраж­нений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)