Виды контроля на занятиях физической культурой

Педагогический контроль.

Педагогический контроль – это плано­ мерный процесс получения информации о физическом состоянии занимаю­щихся физическими упражнениями.

Содержание педагогического контроля:

  • контроль за посещаемостью занятий;
  • контроль за тренировочными нагрузками;
  • контроль за состоянием занимающихся;
  • контроль за техникой упражнений;
  • учет спортивных результатов;
  • контроль за поведением во время соревнований.

Полноценный контроль требует от пе­дагога специальных знаний и умений, обеспечивающих правильное наблю­дение, анализ и оценку действий занимающихся, выявление недочетов в собственных действиях, определение степени пригодности и эффективно­сти средств, методов и организационных форм работы в конкретных усло­виях и учебных ситуациях. На этой основе возможно устранение замечен­ных недостатков или же предупреждение их на последующих занятиях.

Виды педагогического контроля. Широко распространенными видами педагогического контроля за проведением занятий по физическому воспи­танию являются:

  1. Хронометрирование деятельности занимающихся на занятии.
  2. Определение физической нагрузки во время занятия.
  3. Контрольные испытания.
  4. Педагогические наблюдения за учебно-воспитательным процессом.

Хронометрирование занятия. Одним из показателей эффективности занятия является его плотность. Различают общую (педагогическую) и двигательную (моторную) плотность занятия.

Общей плотностью называется отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности занятия. Двигательной плотностью принято считать отношение времени, использованного непосредственно на любую двигательную деятельность занимающихся во время занятия, к его общей продолжительности.

Усилия, которые преподаватель затрачивает на все виды педагогиче­ской деятельности, его задания и педагогические приемы могут быть пол­ностью или частично целесообразными.

В зависимости от этого все виды деятельности занимающихся бывают рациональными или нерациональными. Педагогически оправданными за­тратами времени можно считать лишь те, которые необходимы для реше­ния задач данного занятия и воспитания занимающихся.

При оценке полученных данных следует иметь в виду, что общая плот­ность полноценного занятия должна приближаться к 100 %. Что касается двигательной плотности, то в зависимости от типа занятия ее показатель может изменяться. Так, на занятиях совершенствования техники действия и развития двигательных качеств она может достигать 70-80 %, а при ра­зучивании двигательных действий и формировании знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в переделах 50%.

Определение физической нагрузки. Определение физической нагрузки во время занятия можно измерять различными способами, но наиболее до­ступным из них и поэтому самым распространенным является измерение частоты ударов пульса.

На занятии у одного из студентов средней подго­товленности подсчитывают пульс 8-10 раз. Как правило, пульс измеряют перед началом занятия, перед решением каждой из задач занятия и после нее. Так, в частности, пульс измеряют перед подготовительной частью занятия, после нее, перед выполнением и после выполнения упражнений, с помощью которых решаются главные задачи занятия, перед заключитель­ной частью занятия и после нее.

Пульс подсчитывают в течение 10 с и умножают на 6, чтобы установить количество ударов в минуту. По окон­чании занятия составляют кривую нагрузки, откладывая по горизонтали время (мин) с указанием частей занятия, а по вертикали – частоту сердеч­ных сокращений. По этой кривой судят об эффективности отдельных ча­стей занятия в плане физической нагрузки. При этом, однако, следует иметь в виду, что изменения ЧСС происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, ко­торые на занятиях по физическому воспитанию нередко достигают значительной силы.

Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблю­дения, которые частично фиксируются в протоколе.

Контрольные испытания. В целях контроля за результативностью пе­дагогического процесса проводится проверка физической подготовленно­сти студентов.

Контрольные испытания позволяют выявить уровень разви­тия отдельных физических качеств, сравнить этот уровень с нормативны­ми показателями и на этой основе составить обоснованные планы направ­ленного развития физических качеств студентов.

Для того чтобы полученные при тестировании показатели были достоверны, повторные испытания должны проводиться в аналогичной об­становке, в одно и то же время суток, по одинаковой методике. Желатель­но, чтобы характер предшествующей двигательной активности студен­тов в дни тестирования не имел существенных отличий. Вначале проводятся испытания в беге на 100 м, затем – в прыжках, подтягивании и в беге на выносливость. В начале учебного года тесты проводятся кон­ трольные тесты, в конце – фиксирующие изменения за прошедший учеб­ный год.

Оценка результатов тестирования – очень важна и необходима для комплексной оценки физической подготовленности студентов, ее целесо­образность позволяет при постоянном количестве тестов оценивать изме­нения по каждому тесту, характеризующему отдельные стороны подготов­ленности, и по сумме баллов, определять уровень подготовленности в целом.

Педагогические наблюдения и анализ занятия. Наиболее полную ин­формацию о продуктивности занятия дает непосредственное наблюдение за деятельностью преподавателя и занимающихся, а также анализ ее влия­ния на решение планируемых учебно-воспитательных задач.

Врачебный контроль – это комплексное меди­цинское обследование физического развития и функциональной подготов­ленности занимающихся физическими упражнениями. Цель врачебного контроля – изучить состояние здоровья и влияние на организм физических нагрузок.

Основная форма врачебного контроля – врачебное обследование, кото­рое дает возможность своевременно выявить отклонения в состоянии здо­ровья, а также планировать тренировочные нагрузки таким образом, чтобы не нанести вред здоровью занимающихся.

Первичное обследование предусматривается перед началом занятий физическим воспитанием (на 1-м курсе).

Повторное обследование необходимо проводить один раз в год, а для занимающихся спортом в зависимости от вида спорта и квалификации спортсменов – 3-4 раза в год. Студенты, отнесенные по состоянию здоро­вья к специальной медицинской группе, должны проходить повторный ме­дицинский осмотр не реже 1 раза в семестр.

Дополнительные врачебные обследования позволяют исключить уча­стие в спортивных соревнованиях студентов, соревновательная нагрузка для которых могла бы:

  • оказать отрицательное воздействие на их здоровье;
  • установить наиболее эффективный режим нагрузок и отдыха;
  • определить состояние здоровья и функциональной подготовленности на данный момент.

Будущие участники соревнований должны пройти дополнительное врачебное обследование за 2-3 дня до начала соревнований. Участники массовых физкультурно-спортивных мероприятий, проводимых внутри вуза, а также участники соревнований по стрельбе, шахматам, шашкам и т. п., могут быть допущены до соревнований на основании результатов первичного или повторного осмотра, что, впрочем, не исключает возмож­ности пройти дополнительный осмотр по собственной инициативе.

Программа медицинского обследования предусматривает:

  1. Общий и спортивный анамнез студентов для получения анкетных данных, сведений о перенесенных заболеваниях и травмах, особенностях физического развития, вредных привычках, формах занятий физическими упражнениями и др.
  2. Наружный осмотр.
  3. Антропометрические измерения.
  4. Обследование нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем, органов брюшной полости и др.
  5. Проведение функциональной пробы.

Наружный осмотр. С помощью наружного осмотра оцениваются осанка, состояние кожи, костного скелета и мускулатуры, жироотложе­ние.

Для характеристики телосложения определяется форма грудной клетки (коническая, цилиндрическая или уплощенная), спины, живота (нормальная, отвислая или втянутая), ног и стоп (нормальная или упро­щенная).

Нормальная форма спины имеет естественные изгибы позвоночника в передне-заднем направлении, в пределах 3-4 см по отношению к верти­кальной оси, соответственно, в поясничной и грудной частях позвоночни­ка. Увеличение изгиба позвоночника назад более чем на 4 см называется кифозом, вперед – лордозом.

При недостаточном развитии мышц спины наблюдается ее круглая форма, при которой имеет место выраженный ки­фоз грудной клетки позвоночника (сутулость). Боковых искривлений по­звоночника – сколиозов в норме быть не должно. Сколиозы бывают грудные, поясничные, тотальные, а по направлению – лево – или правосторонние и S-образные.

Иногда наблюдаются одновременные искривления по­звоночника назад и вправо (или влево), которые называются кифосколиозами. Одной из основных причин искривлений позвоночника является не­достаточная мускулатура туловища или неправильное положение при ра­боте за столом.

По результатам наружного осмотра определяется тип сложения челове­ка. Различают астенический (длинные и тонкие конечности, узкие плечи, длинная и тонкая шея, длинная, узкая и плоская грудная клетка, слабо раз­витая мускулатура), нормастенический (пропорционально развитые основ­ные формы тела) и гиперстенический типы (короткие конечности, массив­ная костная система, короткая и толстая шея, широкая, короткая грудная клетка, хорошо развитая мускулатура).

В студенческом возрасте с помощью специально подобранных упраж­нений некоторые нежелательные отклонения в телосложении могут быть устранены.

Антропометрические измерения.

По антропометрическим данным оцениваются уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту человека. Измеряют:

  • рост (длину) тела стоя и сидя (определяя рост с помощью ростоме­ра, следует учитывать, что длина тела в течение суток меняется, уменьша­ясь к вечеру или после физической нагрузки);
  • массу тела;
  • окружность грудной клетки (измеряют в трех состояниях: при мак­симальном вдохе, во время паузы и при максимальном выдохе; разница между окружностью грудной клетки на вдохе и выдохе называется экскур­сией грудной клетки, ее средняя величина равна 5-7 см);
  • жизненную емкость легких (ЖЕЛ) измеряют с помощью спиромет­ра (средняя величина ЖЕЛ для мужчин – 3 800-4 200 см, у женщин – 3 000-3 500 см3);
  • силу мышц кисти с помощью динамометра (динамометр берется в руку стрелкой к ладони и сжимается с максимальной силой, при этом рука отводится немного в сторону; из трех измерений учитывается лучший ре­зультат в килограммах) и др.

Уровень физического развития обследуемых оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов с вычерчиванием антропо­метрического профиля, корреляции и антропометрических индексов. По­следний метод является наиболее популярным.

Метод антропометриче­ских индексов позволяет характеризовать данные человека лишь частично, однако, дает возможность делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития.

Тестирование функционального состояния. Здоровье, функциональное состояние и тренированность студентов можно определить с помощью функциональных проб и контрольных упражнений. Функциональные про­бы бывают общие (неспецифические) и со специфическими нагрузками.

Оценка функциональной подготовленности осуществляется также с помо­щью физиологических проб. К ним относятся контроль за частотой сер­дечных сокращений и ортостатическая проба. Кроме этого, для оценки со­стояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем и способности внут­ренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штан­ге и пробу Генчи.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-7 мин отдыха сидя сделайте полный вдох и выдох, затем снова вдох (примерно на 80-90 % от максимального) и задержите дыхание. Время отмечается от момента задержки до ее прекращения. Продолжительность задержки ды­хания зависит не только от состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но и от волевых усилий человека, поэтому различают время чистой задержки и волевой компонент.

Начало последнего фиксируется по перво­му сокращению диафрагмы (колебанию брюшной стенки). У здоровых людей и подростков в возрасте 6-18 лет длительность задержки дыхания на вдохе колеблется в пределах 16-55 с. Здоровые взрослые, нетренированные лица задерживают дыхание на вдохе в течение 40-50 с, а трениро­ванные спортсмены – от 1 до 2-2,5 мин. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, а при утомлении – снижается.

Интересно
Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). После полного выдоха и вдоха снова выдыхают и задерживают дыхание. Здоровые нетренирован­ные люди могут задержать дыхание на 20-30 с, тренированные – на 90 с и более.

При заболеваниях органов кровообращения, дыхания, после ин­фекционных и других заболеваний, после перенапряжения и переутомле­ния, в результате которых ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания на вдохе и на выдохе уменьшается. Эти пробы рекомендуется проводить один раз в неделю перед первым занятием, записывая результаты в дневник самоконтро­ля.

Одномоментная функциональная проба с приседанием. Испытуемый отдыхает стоя в основной стойке 3 мин. На 4-й мин подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин (исходная частота). Далее выполняются 20 глубоких приседаний в течение 40 с, с подниманием рук вперед, разво­дом коленей в стороны, с сохранением туловища в вертикальном положе­нии.

Сразу после приседаний вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 с с пересчетом на 1 мин. Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично – 20 и менее, хорошо – 21-40, удовлетво­рительно – 41-65, плохо – 66-75, очень плохо – 76 и более. В практике врачебного контроля используются и другие функциональные пробы.

Самоконтроль. В процессе самостоятельных занятий следить за со­стоянием своего здоровья можно и нужно самим занимающимся.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) весьма информативно отражает воздействие различных нагрузок: физической, терморегуляторной, нервно­-эмоциональной и др. Изменение величины пульса четко характеризует ме­няющуюся величину функционального напряжения организма в процессе выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок. Поэтому при врачебном, педагогическом контроле и самоконтроле оперативная пульсометрия, т. е., быстрое определение ЧСС по данным кратковременного еди­ничного подсчета, крайне необходима.

Пульс измеряется как в состоянии покоя, так и перед нагрузкой (состо­яние организма перед работой), сразу после нее (степень напряжения орга­низма от воздействия нагрузки), а также некоторое время спустя (опреде­ление скорости восстановления организма).

Интересно
Существует несколько мето­дов измерения пульса. Наиболее простой из них – пальпаторный – это прощупывание и подсчет пульсовых волн на сонной, височной или других доступных для пальпации артериях. Чаще всего определяют частоту пуль­са на лучевой артерии у основания большого пальца.

После интенсивной нагрузки, сопровождающейся учащением пульса до 170 удар/мин и выше, более достоверным будет подсчет сердцебиений в области верхушечного толчка сердца – в районе пятого межреберья. Необходимо найти у себя ме­сто отчетливой пульсации и подсчитать пульс за 10 с. Результат умножает­ся на 6, и это дает приближенное значение ЧСС в минуту. Различают три тренировочные зоны, которые могут быть определены по пульсу: аэроб­ную, аэробно-анаэробную (смешанную) и анаэробную.

Аэробная зона. Частота пульса в аэробной зоне не превышает 150 уд/мин, в противном случае мощность работы превысит возможности организма в доставке, кислорода и запросы в нем не будут удовлетворены.

Верхняя граница аэробной зоны (ЧСС – 150 уд/мин) – это усредненный показатель. В зависимости от возраста и степени подготовленности зани­мающихся недостаток кислорода может проявиться при некотором откло­нении от этой величины.

Для начинающих занимающихся верхняя граница аэробной зоны мо­жет быть вычислена по формуле, предложенной Хольманом (1963 г): ЧСС =180 уд/мин – возраст (в годах).

У подготовленных занимающихся недостаток кислорода начинает про­являться при более высокой ЧСС. Поэтому к полученной по формуле ве­личине прибавляют еще 5-10 ударов пульса.

Нижняя граница аэробной зоны, как, впрочем, и верхняя, устанавлива­ется с учетом задач, которые ставит человек, и возможностей его организ­ма. Однако следует иметь в виду, что занятие, во время которого пульс не превышает 110 уд/мин, недостаточно эффективно решает задачи оздоров­ления. Эта величина и может быть принята за минимальную.

В аэробной зоне выделяют три ступени, где в зависимости от интен­сивности упражнения и ЧСС решаются те или иные задачи оздоровления.

I ступень – реабилитационно-восстановительная, ЧСС – 110-120 уд/мин. Занятия при таком пульсе используются: подготовленными студентами для восстановления организма после больших нагрузок аэробного и анаэ­робного характера; занимающимися, имеющими отклонения в деятельно­сти сердечно-сосудистой системы; ослабленными людьми в качестве вос­становления и поддержания уровня подготовленности.

II ступень – поддерживающая, ЧСС – 130-140 уд/мин. Используется для развития (начинающие занимающиеся) и поддержания (подготовлен­ные занимающиеся) аэробных возможностей.

III ступень – развивающая, ЧСС – 144-156 уд/мин. Используется под­готовленными студентами для повышения аэробных способностей.

Аэробно-анаэробная (смешанная) зона. Частота сердцебиения в аэроб­но-анаэробной зоне – 150-170 уд/мин, индивидуальные особенности сту­дентов могут вносить в эти величины некоторые уточнения.

Анаэробная зона. Достигнув уровня максимального потребления кис­лорода (нижняя граница анаэробной зоны), организм переходит преиму­щественно на анаэробный (бескислородный) способ энергообеспечения мышечных сокращений. Пульс во время выполнения упражнений в этой зоне превышает 180-190 уд/мин, образуется значительное количество мо­лочной кислоты, что затрудняет обменные процессы и может вынудить человека прекратить занятие или снизить нагрузку.

Анаэробная тренировочная зона используется главным образом про­фессиональными спортсменами при подготовке к состязаниям. Задачи оздоровления, коррекции фигуры и др. успешно решаются в аэробной зоне. Подготовленные занимающиеся, не имеющие отклонений в состоя­нии сердечно-сосудистой системы, могут использовать для тренировок границу аэробной и смешанной зон или выполнять работу чуть большей мощности, когда увеличение концентрации молочной кислоты в крови не­значительно.

Сон и самочувствие. По этим показателям судят о том, не чрезмерна ли нагрузка для организма занимающихся.

Если выполненная нагрузка не превысила ваших функциональных воз­можностей, то вы быстро уснете, сон будет крепким и освежающим, а про­буждение – быстрым и приятным. На протяжении дня у вас будет хорошее самочувствие и настроение, бодрость и желание тренироваться. Если вы­полненная работа оказалась для вашего организма чрезмерной, сон будет прерывистый, с тяжелыми сновидениями.

На протяжении дня вас могут преследовать вялость и сонливость, раздражительность и вспыльчивость. При таких симптомах необходимо внести коррективы в планы занятий: для восстановления организма увеличить интервал отдыха перед следующим занятием и уменьшить нагрузку на последующих занятиях. В противном случае неизбежно наступит перетренированность организма со всеми ее последствиями: бессонницей, падением работоспособности, аритмией, обострением различных хронических заболеваний.

Интересно
Причиной переутомления может стать не только чрезмерная физиче­ская нагрузка, но и напряженная умственная деятельность, стрессы, посто­янное недосыпание. Эти и другие факторы, и их суммарное воздействие на организм также необходимо учитывать при планировании предстоящей работы.

Незаменимую помощь в оценке своего организма и его возможностей окажет вам дневник  самоконтроля.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)