Онлайн и оффлайн торговля

Прежде всего необходимо определиться с основными понятиями электронной коммерции.

В научной литературе встречается как термин «электронная торговля», так и «электронная коммерция». Несмотря на похожесть, понятия «коммерция» и «торговля» не тождественны друг другу.

Под коммерцией следует понимать деятельность компании, связанную с торгово-организационными операциями по осуществлению процесса купли-продажи с целью получения прибыли.

Коммерция включает в себя следующие виды деятельности:

  • деятельность по закупке и перепродаже товаров и услуг;
  • посредническую деятельность в сфере товарообращения;
  • деятельность по созданию новой потребительской стоимости.

Следовательно, понятие «коммерция» шире понятия «торговля»; при изучении данного направления затрагиваются процессы, предшествующие этапу купли-продажи, поэтому целесообразнее применять понятие «электронная коммерция» или «e-commerce».

Современные предприятия, активно применяющие в своей деятельности цифровые технологии, можно разделить на три группы:

  1. Оффлайн-предприятия – не применяют в своей деятельности инструменты онлайн торговли. Эти предприятия представлены только на традиционном или «физическом» рынке.
  2. Смешанные предприятия – применяют в своей деятельности инструменты Интернет среды. Эти компании представлены как на оффлайн-рынке в виде «физических» точек продаж, так и на онлайн-рынке как обладающие собственным сайтом или Интернет-магазином. К смешанным предприятиям также можно отнести компании, продвигающие свои товары или услуги в онлайн-среде, даже если у них не реализован механизм совершения покупки с использованием сети Интернет (на сайте компании отсутствует функция Интернет-магазина).
  3. Онлайн-предприятия – компании, существующие только в сети Интернет. Их рыночная деятельность представлена только в онлайн-среде и доступ к ней осуществляется дистанционно. Эти компании могут проводить операции купли-продажи посредством современных систем электронных платежей, могут осуществлять доставку товаров и т.д. К таким компаниям и сервисам можно отнести «Netflix», «BandCamp», «Spotify», «Steam» и др.

Появление смешанных и онлайн-предприятий повлияло на культуру поведения покупателей, что в том числе связано с упрощением процесса выбора товара. Действительно, благодаря развитию мирового онлайн-рынка, любой желающий может ознакомиться с расширенным ассортиментом продукции от различных производителей, не ограничиваясь только компаниями, представленными в его регионе.

Отдельно стоит отметить, что развитие электронной коммерции не связано с ростом количества средств доступа для потенциальных участников к сети Интернет.

Распространенность компьютеров и мобильных устройств имеет куда меньшее значение, чем расширение взаимосвязи партнеров с помощью этих устройств и возможности посредством этой связи реализовывать мероприятия маркетинга сотворчества, формируя тем самым совместный интеллектуальный капитал.

Речь идет как об инновационных товарах, создаваемых предприятиями, так и об инновационных и творческих идеях потенциальных покупателей этих организаций. Чем больше инструментов взаимодействия появляется у потребителей, тем более активными они становятся в онлайн-среде.

Например, появление такой Интернет-площадки, как «Reddit» наглядно показывает, что современным пользователям не составляет труда найти крупные сообщества по интересам для обсуждения интересующих их тем.

Следующим шагом стало появление и развитие таких площадок, как «Patreon» и «Artstation», на которых пользователи смогли реализовывать свой творческий потенциал. На них появилась возможность продвигать и коммерциализировать новые виды товаров, связанные с творческой деятельностью их владельцев. При этом создатели творческого контента взаимодействуют с другими заинтересованными пользователями на площадках, подобных указанной выше «Reddit».

Некоторые компании начали активно взаимодействовать с сообществами, стремясь привлечь их представителей к процессу совместного создания ценности, формируя принципиально новую культуру онлайн-потребления.

Таким образом, многие компании начинают воспринимать электронную коммерцию и её инструменты не как способ сэкономить средства и привлечь большее число потребителей, а как принципиально новый канал взаимодействия с аудиторией, имеющей специфические особенности поведения на различных сайтах в Интернет-среде.

Для развития электронной коммерции важны степень проникновения Интернет и распространение онлайн-этики в цифровой среде

Правила пользования контентом, созданным компаниями и различными пользователями, влияют на активность пользователей онлайн-сообществ. С линейным ростом количества пользователей онлайн-среды наблюдается экспоненциальный рост ее содержимого.

Ограничения, связанные с распространением контента и/или его использованием при создании другого контента, определяют то, насколько активно потребители будут взаимодействовать с уже созданным контентом компании. Чем активнее это взаимодействие, тем больше способов у компании привлекать таких пользователей к участию в маркетинговых исследованиях, в процессах продвижения новых товаров и услуг и т.д.

Для онлайн-среды характерно децентрализованное творчество, которое компании могут поддерживать и поощрять. В результате онлайн-сеть предоставляет компаниям большой выбор возможностей и инструментов для обеспечения эффективной рыночной деятельности, в тоже время она же способствует и значительному усилению конкуренции со стороны компаний всего мира.

Таким образом, все больше компаний стремится внедрять современные технологии электронной коммерции, чтобы оставаться актуальными для потребителя и конкурентоспособными.

С появлением «Глобальной паутины» в 1994 г. произошла революция и в области организации коммерческой деятельности. Изменения коснулись уже существующих направлений ведения бизнеса, другими стали отношения как между компаниями, так и внутри отдельно взятых фирм.

Например, оптимизация внутренних процессов и документооборота позволили лидирующим компаниям сосредоточиться на инновационном развитии и разработке новых товаров, сократив издержки денежных средств и времени; внедрение современных IT-технологий привело к появлению аналитических систем поддержки принятия управленческих решений, что обеспечило компаниям возможность формировать стратегии развития бизнеса и осуществлять оперативных контроль за их реализацией и т.д.

Другими словами, с развитием сети Интернет происходит быстрое устаревание товаров и технологий, поэтому постоянное развитие компании является непременным условием деятельности.

В современной экономике можно выделить следующий виды электронной коммерции:

  • B2B – участниками коммерческих отношений являются коммерческие организации. Согласно стандарту Open Buying in Internet (1997 г.) электронной коммерцией считалось взаимодействие между бизнес-организациями посредством технологий Интернет. Таким образом, взаимодействие на уровне B2B можно назвать одним из первых проявлений электронной коммерции. Со временем, сфера применения этих технологий расширилась, и теперь под В2В понимают любое взаимодействие между деловыми участниками рынка;
  • B2C – самый распространенный вид электронной коммерции, при котором компании реализуют свою продукцию, взаимодействуя с конечными покупателями. К этой модели относятся Интернет-магазины и крупные электронные торговые площадки, а также предприятия, оказывающие различные услуги потребителям в онлайн-среде;
  • B2G или B2A – взаимодействие коммерческих предприятий с государственными организациями, обычно осуществляемое в форме государственных закупок товаров, услуг и информации;
  • C2C – взаимодействие потребителей с потребителями, в ходе которого они могут обмениваться товарами или даже оказывать услуги друг другу без привлечения юридических лиц. Как уже отмечалось ранее, пользователи, реализующие свой творческий потенциал за счет современных технологий, могут предоставлять свои услуги или произведения конечным покупателям без необходимости создавать полноценный Интернет-магазин или обращения к помощи посредников;
  • C2G или C2A – взаимодействие частного лица и правительственных организаций. В качестве примера можно привести взаимодействие с государственными электронными порталами для уплаты налогов, выборов, обращение к автоматизированным системам работы с таможней и т.д. Данное взаимодействие ускоряет процесс общения потребителей с представителями государственных структур и упрощает процесс получения необходимой частному лицу информации;
  • C2B – коммерческая деятельность, в которой продавцом выступает частное лицо. Компании, выступающие покупателями, могут приобретать у физических лиц контент, нанимать независимых специалистов и т.д. Примером такой компании является «Amazon»;
  • G2C – может осуществляться государственными организациями, например, в виде различных выплат социального назначения частным лицам. Такие онлайн-площадки предоставляют услуги регистрации свидетельства о рождении, браке или смерти, поддерживают аукционы различных транспортных средств, оборудования и материалов, сокращают среднее время выполнения запросов граждан на предоставление различных государственных услуг;
  • G2B – внедрение систем для взаимодействия государственных организаций с компаниями, использование средств электронной коммерции для обмена информацией, оказания услуг, упрощения документооборота, поддержки аукционов и конкурсов;
  • G2G – внедрение единых систем обмена информацией между государственными организациями для сокращения издержек и ускорения процесса документооборота между ними.

Модели B2B и B2C долгое время являлись основополагающими в электронной коммерции. Однако с развитием культуры онлайн- потребления модель C2C также приобрела статус значимой для всего мирового электронного рынка. Взаимодействие потребителей между собой приводит к появлению новых потребностей, которые удовлетворяются третьей стороной – компаниями, предоставляющими онлайн-площадки для таких потребителей.

Стоит отметить, что развитие электронной коммерции усложняется за счет действия ряда факторов:

  • технические ограничения – различия в степени распространения доступа к сети Интернет и значительные отличия по качеству предоставляемых провайдерами услуг доступа, недостаточная защищенность информации о пользователях, общая компьютерная неграмотность отдельных слоев населения и т.д.;
  • инфраструктурные ограничения – неразвитость логистики в ряде регионов, приводящая к дополнительным издержкам, ограничения платежных систем для международных переводов и т.д.;
  • доверительные ограничения – отсутствие взаимодействия покупателя с продавцом или товаром приводит к тому, что некоторые потребители не готовы совершать покупки в Интернет. Отсутствие доверия к Интернет-магазинам, мошенничество в сети, проблемы защиты личных данных существенно замедляют процесс развития электронной коммерции и культуры онлайн-потребления;
  • законодательные ограничения – недостаточно проработанная законодательная база приводит к тому, что «правовое поле» различных стран «не успевает» адаптироваться под непрерывно меняющуюся онлайн-среду. Многие рыночные ситуации остаются без достаточного законодательного регулирования, по отдельным аспектам деятельности компаний законодательство постоянно меняется; все указанное приводит к дополнительным издержкам.

Несмотря на эти ограничения, электронная коммерция остается основным инструментом поддержки малого и среднего бизнеса, способом взаимодействия крупных компаний с пользователями сети Интернет.

С помощью инструментов электронной коммерции для компаний вне зависимости от их размера или географического расположения формируются практически равные условия ведения экономической деятельности.

Электронная коммерция обеспечивает развитие современных маркетинговых инструментов продвижения и коммерциализации продукта, повышает информированность потребителей благодаря обширному доступу к различным базам данных и большому числу продавцов.

Развитие электронной коммерции актуализирует развитие платежных систем, используемых в операциях купли-продажи в сети Интернет. В связи с этим формируются и новые особенности проведения подобных трансакций в онлайн-среде.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)