Современные формы общественного финансирования

Развитие цифровой экономики и современных Интернет-технологий привело к тому, что в онлайн-пространстве стали появляться принципиально новые инструменты электронной коммерции. Эти инструменты позволяют вовлекать потребителей в процесс совместного создания ценности, создавая эффект «толпы» / «crowd».

Коллективное генерирование инновационных идей и участие в разработке новых товаров становится актуальным благодаря тому, что у потребителей появилось больше возможностей для самореализации в данной области.

Социальные сети и специализированные онлайн-площадки аккумулируют большое количество специалистов из разных областей, понятно, что компании-производители стремятся задействовать этих специалистов, вовлекая их в процесс создания ценности на различных стадиях производства. Такое взаимодействие сегодня активно развивается на площадках общественного финансирования и краудсорсинговых платформах.

Краудсорсинг – «передача некоторых производственных функций неопределенному кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев в оффлайн- и онлайн-среде».

Известно, что технология краудсорсинга изначально применялась для разработки лекарственных препаратов, проведения научных исследований и т.д., в современной же экономике компании все активнее применяют технологии краудсорсинга для продвижения товаров на новые рынки. Например, продукт в краудсорсинге производится с участием потребителей, которые в дальнейшем и будут пользоваться результатом своего труда.

Таким образом, создается устойчивый спрос на товар, который соответствует требованиям потенциальной аудитории и разработан с учетом этих потребностей. В результате такой совместной работы потребители получают продукт, в наибольшей степени удовлетворяющий их потребности, а компания-производитель получает гарантированный сбыт, высокую прибыль и новые конкурентные преимущества.

Интересно
Краудсорсинг представляет собой новый тип производства, в котором реализуется концепция нулевой кастомизации, когда потребители вносят изменения и адаптируют товар под свои нужды еще на стадии его проектирования и разработки.

Тем самым компании получают синергетический эффект за счет привлечения «толпы», которая не ограничена во времени, возможностях и идеях, способна предоставлять инновационные решения со всего мира посредством сети Интернет для кастомизации будущего товара под свои потребности.

Примерами краудсорсинговых проектов могут служить: составление Оксфордского Английского Словаря, поиск месторождений золота, локализация (перевод интерфейса) социальной сети Facebook, различные проекты NASA (от отслеживания небесных тел до замера диаметра кратеров на луне) и т.д.

Как правило, такие проекты предполагают награду для участников. Некоторые компании устраивают конкурсы, выбирая лучший из предложенных проектов, вознаграждая автора материально. Некоторые проекты нацелены на пожертвования потребителей; их можно отнести к коммерческому краудсорсингу – краудлендингу, краудинвестингу и краудфандингу.

Такие площадки, как «YouTube» и «Википедия», совмещают традиционные инструменты краудсорсинга и отдельные элементы общественного финансирования. На площадке «YouTube» потребители могут оставлять пожертвования для понравившихся им каналов и их владельцев. Степень вовлеченности потребителей в деятельность отдельного канала на

«YouTube» определяет его владелец, как правило, количеством бонусов и эксклюзивным доступом к части контента. «Википедия», в свою очередь, позволяет аккумулировать знания «толпы» для создания новых статей и их редактирования. Пожертвования идут на поддержку ресурса, но не дают никаких эксклюзивных бонусов посетителям. Вносить изменения в статьи могут даже незарегистрированные пользователи.

Краудлендинг и краудинвестинг представляют собой финансовые площадки для привлечения инвестиций. Заинтересованные частные инвесторы могут пожертвовать средства для развития бизнеса. В краудлендинге пожертвование может проводиться на безвозмездной основе.

Краудинвестинг предполагает финансовое вознаграждение участников проекта, например, в виде выплаты процента от последующих продаж, участии в управленческих решениях и т.д.

Свое развитие краудинвестинг получил в 2012 году в США с принятием в конгрессе документа «The Jobs Act». Основная идея законопроекта – упростить процесс инвестирования в стартапы для индивидуальных инвесторов. В части 2 (Title II) законопроекта компании получили возможность, начиная с 2013 года, публично объявлять о том, что они ищут инвесторов.

Дело в том, что с 1933 г. частным компаниям было запрещено законом публично объявлять о поиске капиталовложений, т.е. они не могли задействовать «толпу» для организации своего бизнеса и были вынуждены обращаться в государственные учреждения, такие, например, как «Initial Public Offering», а также искать инвесторов посредством фондовой биржи.

Такой долгий и дорогостоящий процесс могли позволить себе только крупные компании. Небольшим частным компаниям необходимо было уже до создания бизнеса иметь взаимоотношения с инвесторами. Поэтому практически единственными инвесторами могли быть члены семьи или друзья. Принятый законопроект снял это ограничение, позволяя частным компаниям открыто объявлять о поиске новых инвесторов, в том числе, и в «толпе».

Основным инструментом продвижения для таких компаний стали площадки акционерного краудфандинга или «Equity Crowdfunding».

Не все пользователи сети могли вкладывать свои средства в молодые компании. Только аккредитованные инвесторы получили возможность финансировать стартапы на площадках акционерного краудфандинга (аккредитованные инвестор – это тот, кто имеет имущество стоимостью 1 млн. $ или зарабатывает более 200 тыс. $ в год).

Начиная с 2016 г., вступил в силу 3 раздел законопроекта («Title 3»), который должен был снять ограничения для компаний и позволить им привлекать неаккредитованных инвесторов. Однако эта часть законопроекта была реализована не без ряда серьезных проблем.

Во-первых, ограничение в 1 млн. $, – это та сумма, которую можно привлечь за счет неаккредитованных инвесторов. Для небольших компаний эта сумма достаточна на первом этапе, но в последующем развитии это ограничение может существенно «затормозить» рост кампании.

Во-вторых, эти действия должны были сопровождаться огромным пакетом документов, который компаниям самостоятельно заполнить было не под силу, нужна была юридическая помощь, что увеличивало дополнительные затраты на ведение бизнеса.

В-третьих, фирмы, получающие финансирование от аккредитованных инвесторов, как правило отказывались сотрудничать с компаниями-партнерами, которые уже привлекли неаккредитованных инвесторов.

В результате компании-партнеры были вынуждены оставаться участниками акционерного краудфандинга и работать только с аккредитованными инвесторами для привлечения необходимых средств и упрощения различных юридических процессов.

Большое распространение получила такая форма общественного финансирования как краудфандинг. В своей основе это финансовый инструмент инвестирования в проект с нефинансовым вознаграждением. 

В качестве инвесторов выступают обычные потребители, которые «… оказывают финансовую поддержку этим проектам, рискуя и ожидая определенной отдачи». В качестве вознаграждения в зависимости от внесенной суммы потребители получают сам товар, дополнительные комплектующие к нему и т.д.

Интересно
Основное отличие краудфандинга от краудинвестинга заключается в том, что участники проекта получают в качестве вознаграждения различные бонусы, сам товар в различных комплектациях, возможность тестировать ранние версии продукта и т.д.

В России в настоящий момент наблюдается активное развитие краудфандинга. Так, в период с 01.01.2015 по 15.04.2018 было представлено 9802 проекта с общей суммой привлеченных средств, превышающей 643 млн. рублей при участии 160 тыс. «спонсоров».

Краудфандинг в России развивается в определенных нишах. На одной из крупнейших площадок краудфандинга «Planeta.ru» (более, чем 1 млн. пользователей) основная доля успешных проектов приходится на музыкальную и печатную продукцию. Локализация и настольные игры также являются востребованными категориями, но они больше представлены на других площадках краудфандинга.

Многие компании прибегают к помощи краудфандинговых проектов для оперативного взаимодействия с потребителями. Объясняется это тем, что, если проект компании окажется успешным, высока вероятность повторного привлечения ранее вложивших свои средства спонсоров в будущие разработки компании (рисунок 2.3).

Современные формы общественного финансирования

Краудфандинговые площадки позволяют создавать и реализовывать проекты за счет средств конечных покупателей. В какой-то степени краудфандинговый проект предлагает потребителям возможность «предзаказа» будущего товара; «предоставляет» доступ к отдельному сообществу, посвященному новинке, дает возможность взаимодействовать с другими потребителями со схожими интересами, а также тестировать продукцию и предлагать свои варианты по ее улучшению.

Процесс создания проекта на площадке краудфандинга представлен на рисунке 2.4.

Также площадками общественного финансирования можно назвать сайты, на которых создатели контента получают денежные средства непосредственно от потребителей этого контента. Площадка «Patreon» является одним из таких ресурсов.

Потребители ежемесячно отдают часть своих денежных средств в качестве пожертвований (или платят за каждый контент по отдельности). Создатель такого проекта получает за свои труды вознаграждение, аналогично заработной плате за месяц. Тем самым, создатель контента получает возможность концентрироваться на интересах своих потребителей, предоставляя им новый контент и получая от этого определенную выгоду.

Со временем некоторые создатели контента используют площадку «Patreon» в качестве основного места заработка, полностью концентрируясь на взаимодействии со своими потребителями. Для крупных компаний такие площадки могут быть интересны для продвижения и взаимодействия со специалистами в конкретной области.

Современные формы общественного финансирования

Взаимодействуя с создателями контента в совместной работе, компания может адаптировать создаваемый ею продукт под интересы потенциальной аудитории и, возможно, привлечь часть подписчиков этих специалистов к покупке нового товара.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)