Обзор российского законодательства в области регулирования электронной коммерции

Основными элементами законодательного регулирования электронной коммерции в Российской Федерации являются: регулирование сферы поиска и распространение информации, заключение сделок с использованием электронной подписи и правила продажи дистанционным способом.

Поиск, получение, передача и распространение информации регулируется Федеральным Законом №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006.

В соответствии с ним информацию можно классифицировать в зависимости от категории доступа как:

  • информацию, свободно распространяемую;
  • информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
  • информацию, которая в соответствии с Федеральными Законами Российской Федерации подлежит предоставлению или распространению;
  • информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Таким образом всю информацию можно разделить на «общедоступную» и «ограниченного доступа». Обладателем информации может быть физическое или юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование. При этом, если иное не установлено законом, обладатель информации вправе разрешать и ограничивать доступ, распространять ее и передавать другим лицам, защищать свои права.

Работа с информацией является неотъемлемой частью коммерческой деятельности компаний в онлайн-среде. Любой Интернет-ресурс, на котором реализованы функции Интернет-магазина, формирует базу данных клиентов. Эта база данных необходима сотрудникам для отслеживания заказов, формирования программ лояльности и т.д.

В связи с этим многие Интернет-магазины и другие ресурсы в онлайн-среде, внедряющие системы личных кабинетов, получая в своё распоряжение данные клиентов, обязаны обеспечивать сохранность данной информации. Однако право собственности и безопасность информации становятся актуальными и для производителей нематериального контента в онлайн-среде, работающих на таких площадках, как Patreon, YouTube и т.д.

Для производителей контента на подобных онлайн-ресурсах важным является соблюдение авторских прав, в рамках которых они могут коммерциализировать результат своего труда

Для примера рассмотрим доктрину «Fair Use».

«Fair Use» является доктриной в законодательстве США. Основной этой доктрины является возможность добросовестно использовать защищенные авторскими правом материалы при соблюдении ряда условий.

Так, при создании собственного контента с применением защищенных авторским правом материалов другого правообладателя необходимо учитывать его цель и характер.

Например, если на онлайн-ресурсе размещается материал, защищенный авторским правом, с целью привлечения потребителей, то у владельца данного ресурса должно быть разрешение правообладателя. К таким ситуациям можно отнести размещение фотографий, видео и других материалов, опубликованных автором на иных ресурсах.

Стоит разграничивать намеренное размещение материала с целью получения выгоды и такие действия в сети Интернет, как «репостинг». Речь идет, прежде всего, о размещении материалов правообладателя на сайтах, где присутствует реклама, возможность совершать покупки и т.д. Таким образом регулируется недобросовестное использование контента в коммерческих целях. Однако, создание контента в виде обзора содержания материалов, защищенных авторским правом, является добросовестным использованием в образовательных целях (например, обзоры произведений киноиндустрии).

В России есть аналог доктрины «Fair Use» в виде «свободного использования произведения» (ст.ст. 1273-1280 Гражданского кодекса РФ. В данных статьях ГК РФ предусмотрено использование материалов без разрешения правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, однако это не дает полной свободы для создателей творческого контента в онлайн-среде, так как указанные случаи являются скорее исключениями.

В тоже время, законодательством РФ не до конца определены границы свободного использования информации и контента в случаях создания «ремиксов», «пародий», «мэшапов» и т.д. Особенно это касается мэшапа – соединения нескольких оригинальных дорожек воедино (личный вклад создателя контента в данном случае оценить с точки зрения законодательства крайне сложно).

Исключениями являются воспроизведение произведения в личных, информационных, научных, учебных и культурных целях, а также при публичном исполнении музыкальных произведений, воспроизведении для целей правоприменения и при записи произведения организаций эфирного вещания в целях его краткосрочного использования.

Однако точных условий для применения этих исключений в законодательстве РФ не прописано, что заметно усложняет работу создателей творческого контента. Также это усложняет работу компаний, которые используют этот контент в своей деятельности или взаимодействуют с создателями этого.

Интересно
Второй не менее важной составляющей электронной коммерции является правомерность заключаемых договоров и сделок. В мировой практике значительную роль в развитии электронной коммерции сыграл «Типовой закон комиссии ООН» по праву международной торговли, в котором электронное сообщение приравнено к письменной форме оригинальных документов.

Благодаря этому появилась реальная возможность компаниям взаимодействовать на международном уровне, чему способствовала унификация нормативно-правового регулирования в ряде стран (в Сингапуре, Австралии, Ирландии, Канаде, Филиппинах, Словении и ряде других стран действуют единые законы, регулирующие электронную торговлю и электронную цифровую подпись).

Электронная цифровая подпись – информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией, и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Другими словами – это идентификатор, подтверждающий подлинность передаваемой информации и полномочия лица, составившего и подтвердившего своей подписью информацию, а также защищающий передаваемую информацию от несанкционированного доступа третьим лицами.

В соответствии с законодательством РФ можно выделить:

  • простую электронную подпись – подпись, которая подтверждает факт формирования электронной подписи посредством кода, пароля или иных средств;
  • неквалифицированную электронную подпись – создается с использованием криптографического преобразования и позволяет определить владельца подписи и обнаружить факт внесения изменений в документ с момент его подписания;
  • квалифицированную электронную подпись – является расширенной версией неквалифицированной, сохраняя все её свойства, однако ключи проверки подписи указаны в квалифицированном сертификате, для их создания применяются средства электронной подписи, соответствующие требованиям Федерального закона РФ 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Сертификат ключа подписи – документ (на бумажном носителе или в электронной форме), который включает в себя ключ электронной цифровой подписи и выдается удостоверяющим центром, подтверждает подлинность и идентификацию владельца подписи.

Еще один закон, регулирующий деятельность компаний в онлайн-среде, является Постановление Правительства Российской Федерации № 612 от 27.09.2007 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом».

Значимость этого Постановления заключается в том, что большинство предприятий на территории РФ являются компаниями смешанного типа, т.е. одновременно работают на оффлайн- и онлайн-рынках. Это характерно для фирм, осуществляющих доставку товара и принимающих заказы через Интернет-магазины. Для таких компаний существует ряд ограничений и обязательств в соответствии с этим постановлением. Начиная с 1 января 2021 г. федеральный закон утратит силу с связи с новым постановлением.

Например, при продаже дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке (почтовым отправлением или перевозкой с указанием используемого способа доставки и транспорта).

В случае, если товар требует установки и настройки квалифицированными специалистами для его дальнейшей эксплуатации, то продавец обязан это указать.

При этом данное Постановление не распространяется на работы и услуги, если они не предоставляются дистанционным способом, продажу товаров с применением автоматов, а также на договора купли-продажи, заключенные на различных торгах.

Требования, указанные в данном Постановлении, определяют ту информацию, которая должна быть представлена на Интернет-площадке, что учитывается при разработке дизайна сайта или создания страницы с информацией о товаре

Таким образом, компаниям необходимо одновременно учитывать особенности работы поисковых алгоритмов и законодательства РФ при разработке своего информационного контента, если он затрагивает описание конкретных товаров, представленных в Интернет-магазине.

Этим Постановлением также закрепляется обязанность продавцов обеспечивать конфиденциальность персональных данных покупателей, что немало важно в связи с особенностями поведения потребителей, для которых обеспечение безопасности предоставляемой ими информации является одним из факторов выбора той или иной Интернет-площадки для приобретения товаров и услуг.

Также этим Постановлением определяются обязанности продавца при оплате товара различными способами, что дополнительно защищает покупателей при совершении покупки с применением различных электронных кошельков и прочих средств дистанционной оплаты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)