Образование через сообщество

Образование через сообщество как самостоятельное направление может быть рассмотрено на примере активно разрабатываемой в наши дни теории «единого образовательного пространства».

В отличие от проектов «открытой школы» концепция образования через сообщество осуществляет противоположную стратегию образовательного процесса в тесном взаимодействии с институтами социума.

Открытие образовательного контекста за счет кооперации различных образовательных (формальных и неформальных) учреждений происходит не как вынесение учебного процесса во внешкольную среду, а путем создания в «школе» разнообразной среды.

Это происходит благодаря сотрудничеству и вовлечению в школьную жизнь членов общины, непосредственно заинтересованных в поддержании определенных норм в их сообществе, увеличении культурного потенциала населенного пункта, удовлетворении собственных образовательных потребностей.

То есть подразумевается идея непрерывности и продолжительности процесса образования, его развития, простого вхождения и выхода из него, что обусловлено интересами самого человека и ориентировано на его активность и участие, а не на формальные нормы и стандарты.

Организационными компонентами такого единого образовательного поля, позволяющими создать общее пространство институтов непрерывного образования, признаются три подструктуры:

  • окружающая среда (географическая, экономическая, социальная, социокультурная, культуротворческая, образовательная);
  • синергетическая среда (совокупность новых материальных и духовных условий в открытой неравновесной педагогической системе);
  • пространство успеха в образовательной среде (интеллектуальное, художественное, досуговое, языковое, валеологическое, и т.д.).

Теория единого образовательного пространства базируется на «трехстороннем активном» образовательном процессе: активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда. Это позволяет рассматривать среду как «параметр порядка» и основная задача – создание взаимодействия информационных потоков.

Личность в этом смысле не только не противопоставляется общности, но требует её для своего полноценного проявления и роста.

В этом смысле личность производит сообщества как форму собственного существования и реализации. Оформляющие образовательное пространство сообщества состоят, вероятно, из четырех групп позиций: собственно педагогов, носителей демонстрируемых личностных и культурных образцов, предельных личностей и сообщества, которое образует сам человек.

Сторонники данного направления акцентируют тот факт, что образовательные сообщества или общности сегодня по преимуществу становятся сетевыми и активно используют информационно – коммуникационные технологии.

В основе таких сообществ оказываются множественные интерфейсы, то есть буквально меж – лицевое пространство, в котором через предъявляемые персональности субъекты образовательной среды оказываются лицом к лицу и происходит «сочетание сознаний».

Образование через сообщество

Используя положения о механизмах развития человека и особенностях содержательного времени жизни человека (см. Рис. 1), мы можем обозначить одну из методологических причин возникновения и существования различных концепций современной гуманистической педагогики.

Можно предположить, что сторонники личностно – ориентированного обучения особое внимание уделяют психогенному, потенциальному и социогенному аспектам восприятия человеком образовательного процесса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)