Основные виды норм в социально-педагогической сфере
Одной из центральных проблем, которые изучает педагогическая праксеология, является нормирование профессиональной деятельности. Под нормированием в данном случае подразумевается процесс регламентации (регулирования) деятельности с помощью норм. Область норм крайне широка. Между нормами и тем, что ими не является, нет четкой границы. Они простираются от бытийных ограничений до бытовых правил.
Согласно представлениям деонтической логики (логики норм) все нормы независимо от их конкретного содержания имеют одну и ту же структуру.
Каждая норма включает четыре элемента:
– содержание — действие, являющееся объектом нормативной регуляции;
– характер — норма обязывает, разрешает или запрещает это действие;
– условия приложения — обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие;
-субъект — лицо или группа лиц, которым адресована норма».
Начнем рассмотрение нормирования педагогической деятельности с наиболее общего, бытийного уровня. Наиболее общую нормирующую функцию по отношению к профессиональному
поведению и педагогической деятельности выполняют парадигмы (от греч. — образец, пример).
Понятие парадигма возникло в античном мире и первоначально использовалось философами для характеристики взаимодействия духовного и реального миров. В современный научный обиход было введено американским ученым Т. Куном. Сегодня оно носит «рамочный» характер, став своеобразной категориальной оболочкой, которую разные авторы стали наполнять различным смыслом.
«Рамочность» этой категории делает ее применение вариативным. Выше речь шла о моделях познания действительности (гносеологических парадигмах), примером которых в образовательном контексте являются естественно-научная, информационная, знаниевая, проективная и другие парадигмы.
Однако парадигмы могут быть выделены и по иным основаниям. По мнению ряда
ученых, парадигмальностью обладает не только мышление, но и деятельность человека. Поэтому понимание парадигмы может стать производным от онтологически обусловленных различий в освоении различных уровней реальности.
В философии принято рассматривать три таких уровня: объективный, субъективный и трансцендентный. Соответственно «по бытийному (онтологическому) признаку» можно выделить три педагогические парадигмы: технократическую, гуманитарную, а также парадигму традиции (в ее этническом, религиозном и эзотерическом вариантах).
Наличие их в действительности подтверждает культурологический и историко-генетический анализ развития педагогической культуры. Свойства и границы каждого из парадигмальных пространств задают педагогу свой ценностно-смысловой, содержательный и технологический
диапазон бытия в профессии.
Они становятся специфичными жизненными «рамками», определяющими приоритетные направления развития педагогического опыта, способы профессионального поведения, меру мастерства и свободы действий.
Различные педагогические парадигмы характеризуют типологические особенности и смысловые границы действий субъекта педагогической деятельности. Каждая из них организована по принципам, отражающим сущность познания и образовательного взаимодействия в контексте традиционных, технократических либо гуманитарных отношений.
Так, педагогическая цель в каждом из описанных парадигмальных Пространств формируется по-разному. В технократической парадигме она задается «снаружи», привносится в межчеловеческие отношения из социума. Поэтому она изначально отчуждена от участников педагогического процесса и продиктована социальным заказом.
В гуманитарной парадигме цель зарождается внутри педагогической системы в результате согласования смыслов участников учебно-воспитательного процесса, в межсубъектном
пространстве. В парадигме традиции цель уже существует. Пространство ее формирования надиндивидуально и надсоциально, ибо принадлежит трансцендентной реальности и находится вне времени.
- Формирование опыта продуктивной деятельности
- О развитии праксеологической продуктивности педагога
- Профессиональная культура и педагогическое мастерство
- Профессионально-педагогическая компетентность
- Квалификация и компетентность педагога
- Праксеологическая коррекция педагогической деятельности
- Праксеологические ошибки педагога
- Проблема выбора в профессиональной деятельности педагога
- Стиль профессионально-педагогической деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу