Основные виды норм в социально-педагогической сфере

Одной из центральных проблем, которые изучает педагогическая праксеология, является нормирование профессиональной деятельности. Под нормированием в данном случае подразумевается процесс регламентации (регулирования) деятельности с помощью норм. Область норм крайне широка. Между нормами и тем, что ими не является, нет четкой границы. Они простираются от бытийных ограничений до бытовых правил.

Согласно представлениям деонтической логики (логики норм) все нормы независимо от их конкретного содержания имеют одну и ту же структуру.

Каждая норма включает четыре элемента:

– содержание — действие, являющееся объектом нормативной регуляции;
– характер — норма обязывает, разрешает или запрещает это действие;
– условия приложения — обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие;
-субъект — лицо или группа лиц, которым адресована норма».

Начнем рассмотрение нормирования педагогической деятельности с наиболее общего, бытийного уровня. Наиболее общую нормирующую функцию по отношению к профессиональному
поведению и педагогической деятельности выполняют парадигмы (от греч. — образец, пример).

Понятие парадигма возникло в античном мире и первоначально использовалось философами для характеристики взаимодействия духовного и реального миров. В современный научный обиход было введено американским ученым Т. Куном. Сегодня оно носит «рамочный» характер, став своеобразной категориальной оболочкой, которую разные авторы стали наполнять различным смыслом.

В философии науки под парадигмой подразумевается совокупность принципов, установок, правил, составляющих специфику мировйдения, миропонимания внутри того или иного научного
сообщества. Научная парадигма, господствующая в конкретный исторический период, задает некий образец, модель восприятия и объяснения мира, а также основания для выбора методов его исследования и преобразования.

«Рамочность» этой категории делает ее применение вариативным. Выше речь шла о моделях познания действительности (гносеологических парадигмах), примером которых в образовательном контексте являются естественно-научная, информационная, знаниевая, проективная и другие парадигмы.

Однако парадигмы могут быть выделены и по иным основаниям. По мнению ряда
ученых, парадигмальностью обладает не только мышление, но и деятельность человека. Поэтому понимание парадигмы может стать производным от онтологически обусловленных различий в освоении различных уровней реальности.

В философии принято рассматривать три таких уровня: объективный, субъективный и трансцендентный. Соответственно «по бытийному (онтологическому) признаку» можно выделить три педагогические парадигмы: технократическую, гуманитарную, а также парадигму традиции (в ее этническом, религиозном и эзотерическом вариантах).

Наличие их в действительности подтверждает культурологический и историко-генетический анализ развития педагогической культуры. Свойства и границы каждого из парадигмальных пространств задают педагогу свой ценностно-смысловой, содержательный и технологический
диапазон бытия в профессии.

Они становятся специфичными жизненными «рамками», определяющими приоритетные направления развития педагогического опыта, способы профессионального поведения, меру мастерства и свободы действий.

Различные педагогические парадигмы характеризуют типологические особенности и смысловые границы действий субъекта педагогической деятельности. Каждая из них организована по принципам, отражающим сущность познания и образовательного взаимодействия в контексте традиционных, технократических либо гуманитарных отношений.

Так, педагогическая цель в каждом из описанных парадигмальных Пространств формируется по-разному. В технократической парадигме она задается «снаружи», привносится в межчеловеческие отношения из социума. Поэтому она изначально отчуждена от участников педагогического процесса и продиктована социальным заказом.

В гуманитарной парадигме цель зарождается внутри педагогической системы в результате согласования смыслов участников учебно-воспитательного процесса, в межсубъектном
пространстве. В парадигме традиции цель уже существует. Пространство ее формирования надиндивидуально и надсоциально, ибо принадлежит трансцендентной реальности и находится вне времени.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)