Нравственно-психологический образ педагога и формирование педагогического мастерства

Педагогическая деятельность преподавателя – один из видов труда, в котором в единстве и взаимосвязи проявляются социально-педагогический, нормативно-содержательный и функционально-психологический аспекты. 

Нравственно-психологический образ педагога складывается из нескольких необходимых составляющих его педагогической деятельности.

Во-первых, педагогическая деятельность сопряжена с функциями, указанными в таблице.

Основные функционально-психологические аспекты педагогической деятельности

Во-вторых, педагог должен иметь свойственную данной социальной группе педагогическую культуру.

Педагогическая культура – это совокупность интеллектуальных, духовных, творческих педагогических способностей, качеств и свойств личности преподавателя, сложившегося стиля педагогической деятельности, устойчивого образа жизни, сформированных на основе общих и специфических психолого-педагогических знаний, общей культуры, положительного опыта, позволяющих эффективно и качественно решать учебно-воспитательные задачи.

Основные составляющие педагогической культуры, ведущие к педагогическому мастерству, представлены на рисунке 1.

Основные составляющие педагогической культуры, ведущие к педагогическому мастерству (рисунок 1)

В-третьих, педагог должен владеть педагогической техникой (рис. 2).

При формировании педагогического мастерства у современного педагога в первую очередь необходимо учитывать социально-педагогические особенности преподавательской деятельности, которые характеризуется:

– общей социальной заданностью и комплексным характером конечной педагогической цели, вытекающей из конкретного заказа общества, и незаданностью частных целей, которых достигает педагог;

– спецификой целей и задач, которые решает преподаватель в педагогическом процессе вуза, определяемых необходимостью формирования у студентов общечеловеческих, национально-государственных ценностей и ценностей «стержня личности»;

– местом и ролью преподавателя в педагогическом процессе вуза, выполняющего функции учителя, воспитателя, организатора учебно-воспитательных мероприятий и занятий, руководителя познавательной деятельностью, самообразованием, самовоспитанием и перевоспитанием студентов;

– особенностью объектов труда, каковыми являются личность студента – активного соучастника педагогического процесса и студенческий коллектив, конкретная учебная группа с особым миром социально-психологических явлений;

– спецификой «орудий», средств и способов осуществления педагогической деятельности, которыми выступают: грамотное, страстное, убедительное слово, культура и содержание речи, знания, методические навыки и умения, личные качества, образ жизни и поведения, стиль деятельности преподавателя;

– сложностью оценки результатов педагогической деятельности, которые определяются качественными изменениями в психологическом, социальном, профессиональном развитии личности студента, поскольку эти результаты часто отдалены во времени (особенно в области воспитания).

Составляющие педагогической техники преподавания в вузе (рис. 2)

Помимо этого педагогическое мастерство формируется в русле нормативно-содержательной базы педагогической деятельности, которая состоит в знании нормативной документации и выполнении:

– учебной работы;
– методической работы;
– научно-исследовательской работы;
– воспитательной работы;
– служебной деятельности;
– общественной деятельности.

Основные составляющие повышения эффективности профессионального становления преподавателя высшего учебного заведения представлены на рис. 3.

Отметим, что педагогическое мастерство и нравственно-психологический образ педагога являются неотъемлемыми элементами педагогической методологической культуры.

Основные составляющие повышения эффективности профессионального становления преподавателя высшей школы (рис. 3)

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)