Философский уровень методологической культуры

Данный уровень методологической культуры педагога предполагает знание различных педагогических теорий, которые базируются на различных, порой противоположных, методологических законах, обусловленных различными мировоззренческими направлениями.

На этом уровне выявляются навыки использования исторического и логического приемов изучения теоретического материала, применения абстрактного и конкретного принципов, метафизического, диалектического и системного исследования явлений педагогической науки.

Поэтому педагог должен свободно ориентироваться в данных приемах и принципах, уметь определять наиболее эффективные методы использования каждой альтернативной теории.

Методологические установки философского уровня определяют методологию низших уровней: общенаучного и педагогического. Таким образом, можно сказать, что высшим уровнем методологической культуры педагога является уровень философский (мировоззренческий).

Критерии для оценки уровней методологической культуры не разработаны, равно как и не сформировано представление о последовательности этих уровней. Но в то же время их выделение дает педагогу возможность развивать свои способности и стремиться к самосовершенствованию в своей практической деятельности.

В. А. Сластенин считает, что кроме знаний и умений к методологической культуре относится следующее.

1. Установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности.
2. Стремление выявить единство и преемственность психолого-педагогического знания в его историческом развитии.
3. Критическое отношение к положениям и аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания.
4. Рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников обучения и воспитания.
5. Доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания.
6. Понимание мировоззренческих, гуманистических функций
педагогики и психологии.

Таким образом, В. А. Сластенин демонстрирует ценностный подход к пониманию методологической культуры. Значение такого подхода велико, поскольку он позволяет определить последовательность:

1) приобретения методологических умений, навыков и знаний;
2) этапов изучения методологической культуры.

Отметим, что выработка нового педагогического принципа базируется на цели, которую общество ставит перед обучением и воспитанием. А эта цель, как правило, сформулирована в программных документах ведущей партийной организации страны, в документах Министерства образования и науки РФ и в документах Федерального агентства научных организаций.

Четко сформулированной цели, понятной всем участникам образовательного процесса, в них на данный момент не существует, указаны лишь несколько разрозненных направлений развития общества и как итог – обучения и воспитания.

Попытки уйти от идеологических влияний на научное исследование не дают педагогу возможности оценить тот или иной уровень своей методологической культуры.

А ведь искусство давать оценку своим действиям – важный показатель подготовки педагога.

При выделении рассматриваемых уровней методологической культуры не всегда принимается во внимание содержательная их часть. Критерием определения степени развитости и сформированности методологической культуры в этом случае становятся умение и способность педагога использовать собственные методологические знания.

Исходя из последнего уровни методологической культуры педагога подразделяются следующим образом:

1) накопление знаний;
2) использование знаний;
3) создание знаний, то есть творчество.

Такая градация уровней методологической культуры педагога дает представление только о его способности к методологической деятельности, в то время как содержательная часть остается неосвещенной.

Чтобы определить содержание методологической культуры, необходимо выявить признаки и критерии ее уровней, а также последовательность ценностей данной культуры. Постепенно достигая этих ценностей, педагог сможет совершенствовать свою методологическую культуру.

В данном случае методологическая культура является механизмом саморазвития педагога.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)