Методологическая рефлексия как условие профессионального роста
Научно-педагогическое исследование – это прежде всего размышление, рефлексия, то есть самонаблюдение, самопознание; форма теоретической деятельности педагога, направленная на осмысление его собственных действий и их законов.
Реализация методологической рефлексии в процессе выработки методологической культуры способствует тому, что у педагога формируется потребность в постоянном совершенствовании самого себя как личности.
Для этого он самостоятельно развивает свое профессиональное мышление, свои рефлексивные способности, оттачивает умения и навыки преобразования форм и методов своей деятельности в целесообразные для конкретных условий.
Главное в методологической рефлексии как условии профессионального роста педагога – общая рациональная самоорганизация профессиональной деятельности: цель – условия деятельности – программа действий – критерии оценки результатов деятельности – оценка результатов деятельности – реализация программы.
Данный принцип определяет характер и способы действия педагога, становится моделью его профессионального поведения. Все это позволяет активизировать нравственные основы личности, обогащающие профессиональные устремления педагога.
Методологическая рефлексия моделирует ситуацию так, что педагог получает возможность решать образовательные проблемы на основе идеи, которая обеспечивает ему постоянную постановку задач.
Суть в том, что ни одна образовательная проблема не может быть решена без теоретико-проектной концепции, базирующейся на определенной педагогической философии преподавателя.
Отметим также, что методологическая рефлексия реализует совершенно неординарную функцию: последовательно способствует формированию различных видов обобщения.
Виды обобщений соответствуют видам мышления.
Однако поскольку методологическая рефлексия объединяет в себе рефлексию теоретическую и рефлексию собственной практики педагога, это позволяет развить у него потребность в творческом мышлении и способность реализовывать это мышление на индивидуально-личностном уровне.
- Научно-методическая работа преподавателя как фактор качественного научно-методического обеспечения
- Нормативно-правовой комплекс: нормативная и методическая документация, методические издания и материалы
- Ступень диалектического подхода
- Ступени сложности методологической культуры
- Философский уровень методологической культуры
- Методология педагогики
- Нравственно-психологический образ педагога и формирование педагогического мастерства
- Общие принципы процесса обучения
- Эмпирические и теоретические методы педагогического исследования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу