Общие принципы процесса обучения

Исторически сложилось так, что наряду с термином «педагогика» долгое время в том же значении использовался и термин «дидактика».

Впервые в научный оборот его ввел немецкий педагог В. Ратке (1571–1635). В том же значении употребил данный термин и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592–1670), опубликовавший в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика».

Дидактика – это крупная отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Слово «дидактика» происходит от греческого didaktikos, что означает «поучающий» (a didasko – изучающий).

Я. А. Коменский определил дидактику как «всеобщее искусство всех учить всему».

В структуре дидактики он рассматривал и вопросы воспитания, трактуя их как необходимое условие формирования «добрых нравов и глубокого благочестия».

По мере развития педагогической науки дидактика начинает концентрировать свое внимание на вопросах теории образования и обучения. Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли И. Ф. Гербарт (1776–1841), И. Г. Песталоцци (1746–1827), А. Дистервег (1790–1816), К. Д. Ушинский (1824–1870), Д. Дьюи (1859–1952), Г. Кершенштейнер (1854–1932), В. Лай (1862–1932) и др.

На развитие отечественной дидактики в конце XIX – начале XX в. большое влияние оказали своими трудами П. Ф. Каптерев, Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, А. Г. Гастев, А. П. Пинкевич, М. М. Пистрак.

Объектом дидактики как науки является обучение во всем его объеме и во всех его аспектах. Предметом ее выступают системы отношений «педагог – обучаемый», «обучаемый – учебный материал».

Многообразие этих отношений составляет сущность обучения. Однако специфическим, главным отношением в целенаправленной деятельности по передаче социального опыта от поколения к поколению является отношение между двумя организованными деятельностями – преподаванием и учением, то есть деятельностью тех, кто обучает, и тех, кто обучается. Это отношение организует всю систему дидактических отношений и их конкретное проявление в процессе обучения.

Задачи дидактики состоят в том, чтобы:

– описывать и объяснять процесс обучения и условия его реа-лизации;
– разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.

Обучение в вузе – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности студентов по овладению научными и прикладными знаниями, навыками, умениями, развитию мышления, творческих способностей, личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

Организация процесса обучения имеет в вузе определенную структуру. Пример такой структуры приведен на рис. 1.

На основе исторического опыта и на результатах научного исследования учебного процесса в его многообразных проявлениях формируются принципы обучения.

Принципы обучения в вузе – это основные руководящие положения, выражающие требования к содержанию, организации и методике проведения учебных занятий в высшей школе.

Структура обучения студента вуза

В настоящее время в высшей школе принципы обучения принято рассматривать в системе, представленной на рис. 2.

Система принципов обучения в высшей школе

Еще одним существенным компонентом организации процесса обучения является технология обучения (определяемая также как педагогическая технология.

При этом под технологией обучения понимается реализация содержания обучения, предусмотренного учебными программами, которая представляет собой систему использования форм, методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.

В соответствии с решением задач воспитания, обучения и развития личности выделяют ряд разновидностей технологий обучения (рис. 3).

Классификация технологий обучения

Эффективным управлением процесса обучения является проверка знаний, умений и навыков (рис. 4).

Проверка знаний, умений и навыков в процессе обучения

В процессе обучения традиционно различают педагогическую теорию и педагогическую практику.

Отметим, что, по мнению А. А. Андреева, для педагогической практики в системе открытого образования важны принципы обучения (дидактические принципы). Они нужны, чтобы подготовить и реализовать научно обоснованный учебный процесс.

При этом А. А. Андреев различает два класса принципов – принципы обучения и принципы методологические.

Исторически сложилось так, что типичные способы действия, действия по правилам, выступали руководством к деятельности в процессе обучения. В настоящее время необходим новый подход к философско-методологическим основам педагогики.

В завершение отметим, что помимо теоретических и практических функций обучения в высшей школе для нас важна и высокая культура преподавания в вузе.

На протяжении многих веков педагоги с неизбежностью выходили на философское осмысление целей, ценностей, методологических принципов исследования проблем в сфере образования.

Философское осмысление многих современных проблем образования представляется важным и значимым для педагога высшей школы, его профессионального становления и реализации своей миссии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)