Ступени сложности методологической культуры

На общенаучном и философском уровнях методологической культуры выявляется способность педагога к деятельности, предполагающей наличие определенных знаний, умений и навыков, однако способность достижения конечного результата не оценивается.

А ведь именно достижение результата – существенный признак методологической культуры. Скудость знаний, умений и навыков, безрезультатность действий вследствие неверных методологических установок говорят об отсутствии у педагога методологической культуры.

Например, можно сделать ошибку в выборе уровня методологических приемов: применяется более высокий уровень, чем это необходимо, что приводит к бесцельным рассуждениям.

Так бывает, если вместо педагогической методологии применяется методология философская. Позволим себе считать, что более конкретный анализ дает возможность провести градацию методологической культуры по ступеням ее сложности.

Ступень однозначной детерминации

1. Характеризуется как «механистическое мировоззрение».

2. Используется для исследования педагогических явлений.

3. Необходима для применения на практике передовых новаторских идей педагогической науки, где на первых порах и нужен механистический подход, то есть механический перевод новой идеи, теории, принципа (педагогического или философского) в познавательную и практическую деятельность.

4. Требует принимать во внимание принцип научности.

Низшей ступенью методологической культуры является способность педагога использовать в качестве методологической установки какой-либо один принцип, одну идею, детерминирующую познавательную и практическую деятельность, так как однозначная детерминация предполагает минимальные методологические способности.

Такой подход уже дает возможность получить результат практической педагогической деятельности.

На ступени однозначной детерминации используются:

1) знания;
2) умения;
3) навыки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)