- Услуги
- Цена и срок
- О компании
- Контакты
- Способы оплаты
- Гарантии
- Отзывы
- Вакансии
- Блог
- Справочник
- Заказать консультацию
При выводе продукта на рынок могут использоваться две противоположные стратегии ценообразования: снятие сливок и проникновение на рынок.
Стратегия снятия сливок (skimming pricing strategy) предполагает использование высокой цены при выводе на рынок особенного, уникального товара при слабой или отсутствующей конкуренции. Предполагается, что целевой рынок потребителей не очень чувствителен к цене, так как рассматривает цену и качество товара как приемлемые в сравнении с аналогами.
Так, например, цена первого в мире видеомагнитофона составила 1500 долларов. В течение трех лет цена снизилась более чем наполовину от первоначального уровня.
После предложения цены снятия сливок одному сегменту товар — иногда с некоторыми изменениями — предлагается другому сегменту по более низкой цене. Например, книга-бестселлер может выйти сначала в картонной обложке, а затем – в два раза дешевле, в бумажной обложке для более широкого, но чувствительного к цене круга читателей.
Стратегия снятия сливок эффективна при условиях:
1) достаточное количество возможных покупателей готовы купить товар немедленно по высокой начальной цене, что позволит продажам быть прибыльными;
2) высокая начальная цена не привлечет конкурентов;
3) потребители интерпретируют высокую цену как высокое качество продукта.
Эти условия наиболее вероятны, если уникальность нового продукта значима для потребителя, а сам продукт защищен патентом или авторским правом. Патентная защищенность продукта позволяет предотвратить выход на рынок конкурентов и сохранять цену снятия сливок в течение какого-то периода.
Так, например, система для бритья МаспЗ с тремя лезвиями нового типа и новым методом загрузки картриджа компании Gillette защищена тридцатью пятью патентами. Компании потребовалось 7 лет и 750 миллионов долларов для разработки и доведения системы до совершенства. Однако уже в течение первого года после запуска на рынок эта система с агрессивно-высокой ценой заняла 72%-ную долю 7-миллиардного рынка бритв и лезвий [Boone et al., 2001, p. 600].
Стратегия проникновения на рынок (penetration pricing strategy) состоит в установлении низкой начальной цены на новый продукт для немедленного обращения к массовому рынку. Эта стратегия противоположна стратегии снятия сливок.
Продукт предлагается рынку по низкой цене, что резко увеличивает спрос. Рост масштаба операций влечет за собой снижение затрат на единицу продукта, что позволяет и далее снижать цены.
Условия, благоприятные для цены проникновения, обратны тем, что существуют для цены снятия сливок: 1) многие сегменты рынка чувствительны к цене, спрос на продукт высокоэластичный; 2) низкая начальная цена «отворачивает» конкурентов от выхода на рынок; 3) затраты на производство и маркетинг падают в достаточно высокой степени с увеличением объемов производства.
Таким образом, компания, использующая стратегию проникновения, может: 1) поддерживать начальную низкую цену в течение некоторого времени, чтобы позже компенсировать потерю прибыли, или 2) снизить цену и далее, рассчитывая на то, что возросший объем продаж генерирует затем необходимую прибыль (массу прибыли).
Цена проникновения может следовать за ценой снятия сливок. Компания может сначала установить высокую цену, чтобы привлечь нечувствительных к цене потребителей и окупить затраты на НИОКР и начальное продвижение нового продукта. После этого используется цена проникновения для обращения к более широкому сегменту населения.
Повседневно низкая цена (everyday low price) связана с ценой проникновения. Стратегия предлагает постоянно низкие цены в противоположность тактике снижения цен (скидки, купоны, зачеты и распродажи).