Нормотворческая деятельность в сфере налогообложения
Нормотворческая деятельность представительных органов власти в сфере налогообложения реализуется путем законотворческой деятельности Федерального Собрания РФ, законодательных собраний субъектов Российской Федерации и принятия нормативных решений представительными органами местного самоуправления.
На каждом уровне власти: федеральном, региональном и местном самоуправлении, представительные органы наделены собственной компетенцией в сфере налогообложения, в том числе – по нормативно-правовому оформлению юридической конструкции конкретного налога.
Федеральный Парламент РФ полномочен:
- Определять уровни, по которым распределяются группы налогов. В соответствии с государственно-территориальным и бюджетным устройством России в ст. 12 Налогового кодекса РФ их выделено три: федеральный, региональный и местный.
- Устанавливать виды федеральных, региональных и местных налогов. Соответственно, в ст. 13, 14 и 15 Налогового кодекса РФ поименованы все виды устанавливаемых и вводимых на территории федерации, регионов и муниципалитетов виды налогов.
- Устанавливать типовую модель юридической конструкции налога путем закрепления ее элементов и характеристики каждого из них в нормах дефинициях первой части Налогового кодекса РФ.
- Устанавливать видовую структуру юридической конструкции конкретного налога во второй части Налогового кодекса РФ или в специально принятом налоговом законе. При этом Парламент РФ устанавливает юридические конструкции не только федеральных налогов, но региональных и местных. Так в отношении региональных и местных налогов принимаются рамочные законы, размещенные в разделах IХ-Х Налогового кодекса РФ «Региональные налоги и сборы» и «Местные налоги», устанавливающие эти налоги, но не имеющие прямого действия на территории регионов и вводимые на территории каждого отдельно взятого региона (муниципалитета) соответствующим региональным законом о налоге (решением представительного органа муниципалитета). Первоначально юридические конструкции местных налогов были не только установлены, но и введены федеральными законами о плате за землю и о налогах на имущество физических лиц, на всей территории России.
- Устанавливать специальные налоговые режимы.
К компетенции региональных представительных органов власти отнесено:
- установление юридических конструкций региональных налогов в части таких элементов, как: налоговая ставка, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога и налоговые льготы;
- введение в действие, изменение и прекращение действия региональных налогов.
К компетенции представительных органов местного самоуправления отнесено:
- установление юридических конструкций местных налогов, в части таких элементов, как: налоговая ставка, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога и налоговые льготы;
- введение в действие, изменение и прекращение действия местных налогов.
Нормотворчество является основным видом деятельности представительных органов власти в Российской Федерации. На федеральном уровне оно осуществляется в форме законодательного процесса, представляющего собой организационно-процессуальную деятельность Федерального Собрания РФ, направленную на принятие, изменение, отмену федеральных законов.
То есть принятие законов, устанавливающих, вводящих новые налоги, вносящих изменение в налоговое законодательство и отменяющих налоги не является произвольным, а осуществляется в процессе законодательной деятельности Федерального Собрания РФ, урегулированной нормами права.
Законодательный процесс принятия закона о налоге включает следующие стадии:
- Законодательная инициатива.
- Предварительное и пленарное рассмотрение проекта закона.
- Принятие закона Государственной Думой Федерального Собрания РФ.
- Одобрение закона Советом Федерации Федерального Собрания РФ.
- Подписание закона Президентом РФ.
- Обнародование закона, вступление в силу.
Стадии федерального законодательного процесса определены в Конституции РФ и Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ. При этом Конституцией РФ определены лишь отдельные моменты особого порядка принятия налоговых законов.
Так, пунктом 3 ст. 104 Конституции РФ установлено, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть внесены в качестве законодательной инициативы лишь при наличии заключения Правительства РФ. В соответствии со ст. 106 Конституции РФ, законы о налогах, принятые Государственной Думой подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Субъекты Российской Федерации самостоятельно осуществляют правовое регулирование региональных налогов.
Имеется ряд причин, которые способствуют существованию регионального блока законодательства:
- уникальное государственное устройство российского государства, включающее 85 субъектов;
- существование возможности достижения высокой степени управляемости экономикой регионов с помощью такого рычага как налоги;
- усиление функции государственного управления на основе создания в регионах собственной нормативной базы, регулирующей налоговые отношения;
- существование возможности на основе порядка формирования доходов (путем использования налоговых мер) создать отсутствующие в настоящее время в регионах механизмы стимулирования производства и управления;
- государственные налогово-бюджетные меры являются важным рычагом обеспечения сбалансированности федеральной и региональной финансово-экономической систем, методами стимулирования промышленного производства.
Принимая налоговые законы, субъекты Российской Федерации действуют в пределах своей компетенции и заинтересованы в создании системы собственного налогового регулирования. При этом соблюдение федеральным законодателем и законодателем субъекта Российской Федерации границ правотворческой деятельности является главным условием построения непротиворечивой модели соотношения законодательства Российской Федерации и законодательства ее субъектов.
Установленные Налоговым кодексом РФ общие принципы налогообложения ставят все субъекты федерации в равные условия перед Российской Федерацией и создают прочную законодательную основу для развития единообразного подхода к регулированию налоговых отношений. Нормотворческий процесс по установлению и введению местных налогов осуществляется представительными органами местного самоуправления.
Указание на установление местных налогов на двух уровнях: федеральном и местном, означает, что на федеральном уровне устанавливаются все элементы юридической конструкции местного налога в рамочном законе, который не может быть введен в действие на территории конкретного муниципалитета. Затем в процессе правотворчества представительного органа местного самоуправления этот рамочный закон претерпевает изменения в части таких элементов юридической конструкции конкретного налога, как: налоговые ставки, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога и налоговые льготы.
В итоге местные нормативные акты о налогах не несут полной информации о налоге. Налогоплательщик вынужден пользоваться двумя нормативными актами: федеральным законом о местном налоге и актом органа местного самоуправления, включающим только часть элементов юридической конструкции местного налога.
Формирование законопроекта о налоге целесообразно разделить на следующие этапы:
- Определение налогоплательщика и презюмирование наличия у него источника налога при выделенном предмете налога и предполагаемом объекте налога. Это необходимо для того, чтобы выяснить наличие экономического основания устанавливаемого налога.
- Последовательное установление юридических характеристик элементов в группах, объединенных внутренними системными связями:
а) для элементов, определяющих условия эффективного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога (объект налога, предмет налога, источник налога);
б) уточнение юридических характеристик налогоплательщиков;
в) для элементов, определяющих порядок исполнения обязанности по уплате налога (ставка налога; налоговая база и масштаб налога, единица налоговой базы; налоговый период и отчетный период; порядок исчисления налога; сроки уплаты налога, способы уплаты налога, порядок уплаты налога). - Установление налоговых льгот и налоговых освобождений для отдельных категорий налогоплательщиков с учетом значений уже установленных элементов.
В процессе нормотворческой деятельности законодательных (представительных) органов всех уровней решается целый комплекс задач:
- обосновывается необходимость введения конкретного налога для финансирования расходов бюджета;
- определяется доля нового налога в общем налоговом бремени налогоплательщика, то есть экономическая целесообразность, а также наличие достаточного источника с точки зрения возможности уплаты налога;
- создается юридическая конструкция конкретного налога в соответствии с ее моделью. При этом набор основных и дополнительных элементов юридической конструкции конкретного налога должен соответствовать модели юридической конструкции налога, разработанной в науке финансового права и закрепленной в Налоговом кодексе РФ;
- осуществляется учет политических интересов партии, имеющей большинство в Государственной Думе с корректировкой на политические интересы иных парламентских групп. Политические интересы избирателей и населения в целом учитываются лишь через формы парламентской деятельности;
- решаются вопросы социального значения. С одной стороны, принимаемый закон о налоге предназначен для пополнения доходов бюджета и выполнения социальных программ, с другой стороны, законодатель должен учитывать социальное положение налогоплательщика при введении тех или иных льгот по устанавливаемому налогу;
- определяются границы экономических возможностей налогоплательщика. В зависимости от проводимой в государстве экономической политики законодатель определяет приоритеты налогового регулирования: создает условия благоприятные для развития налогоплательщика товаропроизводителя или налогоплательщика пользователя природными ресурсами. В этом случае определение юридической конструкции конкретного налога будет выступать в качестве налогового метода регулирования экономических процессов.
Рассуждая о праве Правительства требовать уплаты налога с народа, Н. Тургенев отмечал, что во многих государствах введение налога делается с согласия народных представителей. Однако, как он отмечал, согласие со стороны народа для введения налогов может быть действительно и полезно только в таких государствах, которые пользуются сущностью, а не одними только формами гражданской свободы.
- Юридические факты в механизме реализации юридической конструкции налога
- Правоотношение как форма реализации юридической конструкции налога
- Оптимизация юридических конструкций принятых налогов
- Методика моделирования юридической конструкции налога
- Функции юридической конструкции налога
- Принципы юридической конструкции налога
- Содержание юридической конструкции налога
- Формирование понятия юридической конструкции налога в науке налогового права
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу