Функции юридической конструкции налога

Наряду с принципами, существенной характеристикой юридической конструкции налога являются выполняемые ею функции. Основной функцией юридической конструкции налога является выполнение роли модели.

При конструировании конкретных налогов, поименованных в ст. 13, 14 и 15 Налогового кодекса РФ юридическая конструкция налога служит опосредованной моделью, определяющей пределы нормотворчества, задающей параметры элементного состава налога. При этом важно не только реализовать право государства на часть имущества налогоплательщика, но и соблюсти конституционные права налогоплательщика, а также обеспечить принцип справедливости налогообложения.

Таким образом, отношение, которое по замыслу субъекта законодательной инициативы в перспективе будет складываться при исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, должно получить правовую форму при принятии законодателем налогового закона. Следовательно, функциональное назначение юридической конструкции налога выражается в том, что она задает основные параметры законодательного оформления конкретного налога, так как, выступая моделью, несет информацию о структуре налога, количестве и видовой характеристике каждого его элемента.

Юридическая конструкция налога как модель воплощается в юридической конструкции конкретного налога

Следующая функция юридической конструкции налога информационно-организующая, не только тесно связана, но и проистекает из функции юридической конструкции налога выполнять роль модели. Информационно-организующая функция заключается в том, что модель юридической конструкции налога несет законодателю информацию об элементном составе устанавливаемого налога и организует его деятельность по определению юридических характеристик именно тех элементов, которые законодатель считает необходимым ввести в юридическую конструкцию конкретного налога.

Суть информационно-организующей функции в том, что уже при формировании законопроекта о налоге, в соответствии с моделью юридической конструкции налога, законодатель имеет возможность предвидеть, – в каком направлении будет развиваться налоговое правоотношение по уплате налога при том или ином наборе элементов юридической конструкции конкретного налога, при тех или иных значениях юридических характеристик ее элементов, а также о том, какой интерес, публичный или частный, будет преобладать в каждом конкретном случае формирования юридической конструкции конкретного налога.

При этом, модель юридической конструкции налога, как прием, способ юридической техники, позволяет организовать нормативный материал не только целесообразно, но и экономично, то есть, при установлении каждого конкретного налога использовать те элементы модели юридической конструкции, которые необходимы для формирования юридической конструкции конкретного налога.

Таким образом, модель юридической конструкции налога несет информацию о пространственно-временном существовании конкретного налога, о его воздействии на экономические процессы, на материальное положение налогоплательщика и, что не маловажно, дает представление о наполняемости бюджета при введении налога.

При этом, юридическая конструкция налога:

  1. Организует нормативно-правовую материю конкретного налога.
  2. Информирует о развитии налогового правоотношения.
  3. Выступает организующим началом системы налогов.

Третьей функцией юридической конструкции налога является функция оптимального конструирования конкретного налога. При формировании юридической конструкции конкретного налога законодатель будет стремиться выбирать оптимальные параметры каждого из элементов устанавливаемого налога.

Элементы юридической конструкции конкретного налога должны иметь такие значения, которые позволили бы не угнетать, а развивать деятельность налогоплательщика, стабилизировать воспроизводственные процессы, реализовывая регулирующую функцию налога.

Так объект налога, определяющий возникновение обязанности по уплате налога, не должен устанавливаться, если у налогоплательщика не может предполагаться наличие источника налога. Например, приватизация жилых помещений превратила в собственников этого имущества, и, соответственно, в налогоплательщиков широкие слои населения.

Однако, практика показывает, что не каждый налогоплательщик может уплатить налог на имущество физических лиц, в то же время, лишить его жилища не гуманно. Это относится к малоимущим гражданам, которые временно не могут уплатить налог: неполные семьи, имеющие малолетних детей, когда единственный родитель (чаще мать) в связи с уходом за ребенком не имеет возможности работать и не имеет дохода, из которого должен уплачиваться налог; многодетные семьи, имеющие доход на каждого члена семьи менее прожиточного минимума.

Интересно
Налоги не должны уплачиваться также за счет различных пособий и пенсий, так как они имеют компенсационную природу и их нельзя рассматривать в качестве дохода, который возникает в процессе экономической деятельности налогоплательщика. Так если от налога на имущество физических лиц все категории пенсионеров освобождены, то земельный налог они обязаны уплачивать. В первом случае государство учло интересы пенсионеров, во втором случае, полагаем, также государство должно освободить пенсионеров от уплаты земельного налога.

В законопроекте должны указываться оптимальные характеристики объекта налога и источника налога, так как от соотношения их юридических характеристик зависит, во первых, порядок исчисления налоговой базы; во-вторых, из каких средств будет производиться уплата налога – из дохода или из иного капитала, то есть за счет имущества налогоплательщика; в-третьих, именно от этого зависит уровень сочетания публичного и частного интересов.

Известно, что ставка налога может устанавливаться линейная, прогрессивная или регрессивная. Ее значение может подавлять или развивать деятельность налогоплательщика. Например, по налогу на добавленную стоимость установлено три линейных ставки налога – 18, 10 и 0 %. Ставка в 10 % является льготной и применяется по целому ряду товаров, таких как необходимые продукты питания, детские товары и некоторые другие. По налогу на имущество физических лиц установлена прогрессивная ставка, которая повышается по мере возрастания размера налоговой базы, то есть стоимости жилого помещения.

Период формирования налоговой базы может включать отчетные периоды с авансовыми платежами и тогда необходимо устанавливать несколько сроков уплаты налога. Такой порядок уплаты налога установлен для налога на доходы физических лиц.

С одной стороны, модель юридической конструкции налога включает оптимальный набор элементов, позволяющий создать целостную структуру конкретного налога и выразить ее в законе, с другой стороны – она будет побуждать законодателя подбирать оптимально сочетающиеся характеристики элементов, иначе будет нарушен принцип учета не только частного, но и публичного интереса. Следовательно, функции модели юридической конструкции налога это закономерно складывающиеся направления и способы ее воздействия на нормотворческую деятельность законодателя при формировании законопроекта о конкретном налоге.

Таким образом, юридическая конструкция налога выполняет три основные функции:

  • роль модели при конструировании конкретных налогов;
  • информационно-организующую и
  • оптимального конструирования юридической конструкции конкретного налога.

Исследование принципов и функций юридической конструкции налога позволяет сделать вывод, что юридическая конструкция налога, это одна из основных правовых категорий в налоговом праве. При этом принципы отражают те основные начала, которые положены в основу формирования как модели юридической конструкции налога, так и юридической конструкции конкретного налога на ее основе. Они характеризуют модель юридической конструкции налога со стороны достаточности элементов в ее составе для формирования той или иной юридической конструкции конкретного налога, а юридическую конструкцию конкретного налога с позиции целесообразности ее установления, а также полноты характеристики, то есть определенности в нормах закона каждого элемента.

Содержание функций юридической конструкции налога указывает на ее особую роль как модели, используемой в качестве приема юридической техники в законотворческой деятельности при создании законов о налогах

Законодательным органам модель юридической конструкции налога несет информацию об облике будущего налога, его влиянии на экономические и социальные процессы. Она облегчает процесс формирования юридических конструкций конкретных налогов. Принципы и функции юридической конструкции налога позволяют рассмотреть и проанализировать систему связей, возникающих между государством и налогоплательщиком, выявить их характер, определить степень сочетания публичного и частного интересов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)