Модель рыночного ценообразования 

Учёт вышеуказанных факторов, а также логика формирования цены товара в рыночной экономике реализуется в форме модели ценообразования (рис. 1).

Рис. 1. Модель рыночного ценообразования

Опираясь на данную модель, можно сформулировать основные задачи, решаемые в процессе рыночного ценообразования.

  • Постановка задачи ценообразования. По существу это выработка (обоснование) высшим руководством предприятия политики в области ценообразования (для предприятия в целом и/или для конкретного товара), а также определение ценовой стратегии на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
  • Анализ спроса и предложения. По определению рыночная цена формируется в процессе свободного торга. Отсюда процесс ценообразования должен основываться на данных о динамике спроса и предложения в зависимости от изменения цены. Кроме того, необходимо знать степень реакции спроса и предложения на изменение цены на один пункт, то есть их ценовую эластичность.
  • Анализ издержек производства и обращения товара. В общем случае суммарные затраты на производство и реализацию товара формируют минимальную его цену. Однако структура издержек может существенно повлиять на величину удельных затрат на единицу товара.
  • Анализ цен и товаров конкурентов. Как правило, на любом рынке имеет место тот или иной уровень конкуренции. При этом каждый из конкурентов реализует свою товарную, ценовую и др. стратегию. Отсюда, для эффективной деятельности на рынке необходимо учитывать особенности товаров-аналогов, а так же действия в области ценообразования предприятий-конкурентов.
  • Выбор метода расчета цены. В настоящее время разработано и используется множество различных методов расчета цены. Однако каждый из них эффективен только при определенных условиях. Задача состоит в обосновании адекватного для конкретного случая ценообразования метода расчета цены.
  • Расчет базовой цены товара. Собирается необходимая информация и выполняется расчет базовой цены товара на основе выбранного ранее метода. В случае необходимости осуществляется проверка экономической адекватности полученной при расчете базовой цены.
  • Оперативное регулирование цены. Базовая цена устанавливается как исходная при выводе товара на рынок. Последующие за этим действия (реакция рынка на такой товар по такой цене) могут потребовать корректировки цены в ту или иную сторону.

Однако возможен возврат к какому-либо из блоков модели с целью пересмотра принятых ранее положений (например, изменение ценовой стратегии предприятия, уточнение реакции спроса или предложения по цене и т.п.).

В результате рыночное тестирование, как механизм обратной связи, показывает, насколько эффективен реализуемый процесс ценообразования.

  • Учет внешних факторов. На процессы рыночного ценообразования оказывают воздействие факторы, не контролируемые инициатором цены товара – производителем. Основными и наиболее действенными из них являются: меры государственного воздействия при установлении рыночной цены; характеристика типа рынка товаров; инфляционные и другие процессы, обусловливающие предпринимательские риски в процессе установления цены товара.

Эти и другие факторы являются объективными ограничителями свободы предприятий при установлении цены на свой товар.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)