Наукометрические сети и рейтинги

Еще одной вехой в развитии современной модели информационного общества стало появление глобальных научных рейтингов. Во многом, современное состояние дел — это результат коммерционализации процесса публикации результатов научных исследований.

С одной стороны, рост численности ученых в мире привел к взрывному росту публикационной активности (да и сам процесс в целом технически упростился), что, в свою очередь, вызвало «инфляцию» отдельной публикации в глазах общества.

А в связи с тем, что и наука, и издательства на Западе развивались в рамках рыночной логики, то публикации превратились в «товар», который надо было каким-то образом системно оценивать.

Наиболее простым с точки зрения технической реализации оказался метод подсчета цитируемости, определяющим как стоимость самого продукта, так и «стоимость» ученого, причем не только в глазах издателя и потенциального покупателя, но и в глазах работодателя (будь то государство или частный актор).

Ведь с точки зрения чиновника — это простой и удоб-ный инструмент оценки научной эффективности.

А с учетом того, что погоня за рейтингами становится трендом в научном сообществе, то возникает парадоксальная ситуация, когда научные сообщества стран, находящиеся за пределами данной системы, вынуждены публиковаться за рубежом, тем самым, не принося пользы обществу своей стране,
и исходить не из научной, а из публикационной целесообразности.

Данные процессы способны вызвать как торможение науки в международном масштабе, так и появление международной публикационной ренты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)