Мировые финансовые коммуникации

При этом, если обеспечение контроля морских коммуникаций является достаточно дорогим по себестоимости процессом — из-за необходимости содержать достаточ- ное количество военных кораблей, то контроль мировой финансово системы в условиях, когда конвертационные центры многих международных банковских сетей расположены в США, по крайней мере не требует дополнительных вливаний на поддержание инфраструктуры.

Другим мощным инструментом международного финансового влияния выступает доллар — как мировая резервная валюта в условиях глобальной экономики (в силу эффектов неоколониализма элиты многих стран предпочитают выводить свои активы из страны и конвертировать в доллары, что делает эти элиты зависимыми как от курса американской валюты, так и от самих США).

Конечно, на текущий момент уже можно сказать, что полное взятие под технический контроль мировой финансовой системы не состоялось. Скандалы с контролем финансовых потоков, идущих через SWIFT, со стороны спецслужб США, блокирование операций Ирана (2012 г.) и КНДР (2017 г.), угрозы отключения России в рамках санкционной политики (тем не менее, из-за экономического «веса» РФ реализация данной инициативы была чревата слишком серьезными последствиями для мировой экономики и банковской системы). Впрочем, невозможность общего отключения не отменяет инструмент селективных блокировок, например, отдельных регионов (Крым) или конкретных экономических акторов.

Результатом данного процесса стало развитие Китаем собственной платежной системы (с привязкой к юаню) — CIPS (China Interbank Payments System).

Впрочем, Китай еще с 2002 года имел национальную платежную систему — CUP (China UnionPay). В России также были реализованы проекты национальной СПФС (системы передачи финансовых сообщений) и НСПК (национальной системы платежных карт). Несмотря на сложности, вызванные процессом автономизации национальных клиринговых систем, высокая заинтересованность в сотрудничестве по совмещению стандартов сделала этот процесс не столь заметным для потребителя.

Если в отношении крупных государств значение финансовых санкций со стороны США не столь значительно, то государственные акторы с меньшим потенциалом, а также действующие на международном пространстве экономические акторы, вплоть до относящихся к малому бизнесу, при наличии повода (вроде торговли с Ираном или Кубой) могут попасть под американские санкции. При этом для многих банковских структур закрытие американских площадок ведетк большим финансовым потерям.

А представители малого бизнеса могут быть привязаны к американским платежным системам, например, PayPal , что вынуждает их идти на переговоры с американскими спецслужбами по вопросу исключения из «черных списков» (например, за предоставление информации, тем самым фактически превращая их в своих осведомителей).

Интересно
Отдельно следует отметить фактор криптовалюты. Изначально данная идея предполагала создание системы по принципу «сам себе банк», когда история всех совершенных с криптовалютой операций хранится у каждого пользователя системы. Записанная в виде цепочки архивов (блок-чейнов), она должна была обеспечить безопасность и неприкосновенность со стороны крупных банков или даже государственных структур.

Тем не менее, все равно существовала потенциальная угроза взятия под контроль криптовалюты за счет контроля больших объемов датамайнинга, в особенности со стороны Китая, когда более 40% майнинговых мощностей биткоина находились в руках китайских компаний (в значительной степени это было вызвано низкой ценой на электроэнергию). Тем не менее, само китайское правительство в целом крайне негативно относится к отрасли, опасаясь как за стабильность юаня, так и за состояние национальной энергосистемы. Впрочем, такие опасения присутствуют не только в КНР.

Другой актуальной проблемой является если не отслеживание, то, как минимум, взятие под контроль и блокирование каналов, которыми могут воспользоваться международная преступность и террористические сети.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)