Направления совершенствования финансового менеджмента в государственном секторе

Деятельность организаций и учреждений государственного сектора связана с высокими бюджетными расходами и соответствующим им уровнем ожиданий со стороны населения. Требования к уровню ответственности и прозрачности в расходовании государственных средств в последние годы возросли, что оказывает влияние на государственные организации и стимулирует их быть более эффективными.

Следовательно, перманентным направлением совершенствования финансового менеджмента в госсекторе выступает обеспечение более результативного расходования общественных финансов (средств бюджетов бюджетной системы РФ) в строгом соответствии с законодательством и максимальной открытости для граждан.

Для того, чтобы выполнить эти задачи, необходима соответствующая нормативно-правовая поддержка. В большинстве зарубежных стран, где существует практика финансового менеджмента в государственном секторе, нормативное регулирование процедур и стандартов его проведения происходит через принятие соответствующих законов (США, Австралия), а также путем создания в органах исполнительной власти специальных служб по финансовому менеджменту (Швеция, Великобритания).

В Российской Федерации нормативное регулирование финансового менеджмента в государственном секторе на сегодняшний день находится на начальной стадии формирования. Основные усилия по внедрению оценки качества финансового менеджмента в практику работы прилагаются преимущественно на федеральном уровне Минфином России.

Учитывая масштабы бюджетной системы нашей страны, этого может оказаться недостаточно. Требуется межведомственная координация и внедрение результатов успешной практики финансового менеджмента на всех уровнях бюджетов.

Таким образом, еще одним направлением совершенствования финансового менеджмента в государственном секторе является разработка нормативного регулирования и выстраивание конструктивных отношений между различными ведомствами, в том числе по разработке единых подходов к оценке качества финансового менеджмента.

Системы оценки качества финансового менеджмента в государственном секторе начали разрабатываться во второй половине XX века известными международными организациями, представлявшими интересы государств-доноров, оказывающих финансовую помощь развивающимся странам.

Многолетний опыт работы таких организации показал, что для контроля за эффективностью использования финансовой
поддержки недостаточно отслеживать результаты только тех проектов, на реализацию которых выделяются средства.

Интересно
Выяснилось, что получение кредитов и грантов позволяет реципиентам высвобождать собственные средства и расходовать их на цели, не соответствующие требованиям, предъявляемым к качественному финансовому менеджменту. Осознание этой закономерности привело международных доноров к мысли о необходимости построения комплексной системы оценки качества финансового менеджмента.

Попытка создания такой системы была предпринята в рамках реализации межгосударственной программы «Расходование государственных средств и финансовая подотчётность», в числе участников которой были Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Европейская комиссия и в других международных документах и проектах. Большую роль в разработке международных стандартов управления финансами с 1953 года играет Международная организация высших органов финансового контроля (INTOSAI), членом которой Счетная палата России стала в 1995 году.

Действительно, значение государственного сектора в современной экономике стимулирует развитые государства и финансовые организации к разработке единой методологии государственного финансового менеджмента (Public financial management). До недавнего времени Российская Федерация принимала активное участие в этой работе. Так, в 2006 году Министерство финансов Российской Федерации в рамках председательства нашей страны в «Группе восьми» выступило с инициативой повысить роль предпринимаемых на международном уровне усилий по содействию эффективному и ответственному управлению общественными финансами.

К обсуждению предлагался базовый перечень компонентов системы эффективного и ответственного управления общественными финансами, среди которых назывались налогово-бюджетная прозрачность, стабильность и долгосрочная
устойчивость бюджетов, справедливая система межбюджетных отношений и др.

В последние годы в связи с обострением внешнеполитической обстановки процессы обмена опытом на международном уровне замедлились, хотя их потенциал далеко не исчерпан и может рассматриваться в качестве еще одного направления совершенствования финансового менеджмента в госсекторе.

В настоящее специалисты выделяют несколько проблем совершенствования государственного финансового менеджмента в
России, в том числе:

  • множественность подходов и широкая трактовка содержания понятия «финансовый менеджмент в государственном секторе»;
  • непрозрачность системы критериев и показателей оценки эффективности финансового менеджмента;
  • недостаточная компетентность специалистов, осуществляющих финансовый менеджмент в государственном секторе и оценивающих его качество;
  • отсутствие четкой взаимосвязи между результатами мониторинга качества финансового менеджмента и эффективностью реализации государственной политики в целом.

В качестве основных направлений совершенствования системы, обеспечивающей качество государственного финансового менеджмента в Российской Федерации, предлагаются:

  • актуализация информационно-аналитических инструментов, программного обеспечения, методик, с помощью которых реализуется мониторинг, сбор и анализ информации для оценки качества финансового менеджмента;
  • совершенствование системы информационного взаимодействия по вопросам качества и контроля финансового менеджмента на всех уровнях управления;
  • бенчмаркинг успешных практик, моделей и систем обеспечения качества финансового менеджмента, в том числе повышения квалификации персонала в системе финансового управления, известных организаций в России и за рубежом;
  • оптимизация и актуализация критериев оценки качества финансового менеджмента.

В Российской Федерации основные усилия по внедрению стандартов и процедуры оценки качества финансового менеджмента прилагаются преимущественно на федеральном уровне.

На уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по-прежнему актуальны такие направления совершенствования управления финансами, как:

  • противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
  • усиление контрольно-надзорной деятельности;
  • оптимизация состава и полномочий финансовых органов, результатом которой должно стать исключение дублирования функций;
  • повышение мотивации руководителей государственного и муниципального управления на принятие эффективных и ответственных финансовых решений;
  • внедрение электронного документооборота и повышение прозрачности управления бюджетными средствами.

Проведение мероприятий в рамках перечисленных направлений позволит создать предпосылки к выработке единства методологии совершенствования финансового менеджмента и оценки его качества в государственном секторе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)