Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии государства

Малый бизнес − экономическая деятельность, подразумевающая функционирование небольшой организации любой формы собственности с ограниченным числом работников. В России в нормативно-правовом поле для обозначения таких предприятий используется категория «субъекты малого и среднего предпринимательства».

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в
установленном законом порядке. Тем самым государство четко закрепляет легальный характер предпринимательства и отделяет его от других возможностей извлечения дохода гражданами, не регламентированных законодательно. В то же время во всем мире при обозначении малого предпринимательства широко известно словосочетание small business (с англ. «малый бизнес»), которое применяется, в том числе в официальных статистических данных.

В исследовании Института экономики роста им. П.А. Столыпина 2018 года «Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и мир» приводится сравнение соотношения доли малых и крупных предприятий в ВВП некоторых стран (см. рис. 6).

Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии государства

Как можно заметить, показатели развития малого бизнеса в нашей стране пока не достигают среднемировых значений. Для исправления этой ситуации в 2018 году был принят Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который предусматривает рост вклада этого сектора в экономику до 32,5% к 2024 году.

Малое предпринимательство – гибкая и динамичная форма экономической деятельности, которая имеет свои преимущества. Прежде всего, она сравнительно легко адаптируется к конъюнктурным колебаниям, поскольку ориентируется на потребности региональных рынков, на объемы и структуру местного спроса.

Малый бизнес также отличают:

  • значительная свобода действий предпринимателя в реализации своих творческих идей, способностей;
  • оперативность в принятии и выполнении решений;
  • относительно невысокие расходы деятельности;
  • способность быстро освоить выпуск уникального продукта;
  • высокий уровень личной мотивации собственников и др.

В России деятельность малого предпринимательства регулируется Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В нем говорится, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие ряду условий (см. табл. 24).

Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии государства

 

Примечательно, что критерий численности сотрудников является самым популярным при отнесении предприятий к малым в разных странах, однако он варьируется: от 15 в Австралии или 50 в Европейском  союзе до 500 в США. При этом бизнес определяется как «малый» с точки зрения возможности обращаться за государственной поддержкой и иметь право на льготы по налогообложению.

На 1 января 2018 года по данным выборочного наблюдения Росстата было зафиксировано 256,7 тысяч малых предприятий со среднесписочной численностью работников 6157,5 тысяч человек.

С учетом того, что численность трудоспособного населения России составляет 82,2 млн человек, можно просчитать, что на малых предприятиях трудоустроено 7,5% этого количества (без учета средних и микропредприятий). На основе данных о численности занятых в малом бизнесе за рубежом, эксперты делают вывод о том, что потенциал этого сегмента в нашей стране очень велик (см. рис. 7).

Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии государства

Предоставление значительного числа рабочих мест способствует снижению уровня безработицы в стране, повышает уровень занятости. Работа на себя создает особый слой населения, относящегося к среднему классу, которым не хочется терять свое предприятие, и значит, заинтересованного в сохранении мира и политической стабильности в стране.

Важная роль малого бизнеса заключается еще и в том, что он насыщает рынок новыми товарами и услугами, следуя потребительскому спросу, тем самым способствуя общественному прогрессу.

Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент конкурентного механизма, который обеспечивает здоровую
конкурентную среду, создавая атмосферу предпринимательства и экономического соревнования за лидерство в отрасли, подталкивая и средние, и крупные предприятия к совершенствованию деятельности.

В то же время, существенными слабыми сторонами малого бизнеса являются: более высокий уровень риска в сравнении с крупными организациями, трудности в получении заемных средств, высокая зависимость от спроса и конъюнктуры рынка и др.

Однако, степень остроты перечисленных проблем во многом зависит от отрасли, в которой осуществляет деятельность малое предприятие и от его типа

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)