Типология малых предприятий

Предпринимательство – инициативная деятельность граждан, которая заключается в производстве товаров и оказании услуг, результатом которой является прибыль вне зависимости от специализации предприятия (см. рис. 8).

Типология малых предприятий

В научной и учебной литературе приводятся многочисленные классификации малых предприятий: по организационно-правовому статусу, форме собственности, виду выпускаемой продукции и т.д.

Однако, с точки зрения особенностей финансового менеджмента более обоснованной является типология, схематично представленная на рисунке 9.

Типология мТипология малых предприятийалых предприятий

Действительно, большинство предприятий создается для удовлетворения рыночного спроса, будь то сектор В2В (корпоративные клиенты), В2С (розничные потребители) иди В2G (предоставление товаров, работ, услуг организациям государственного и муниципального управления). Данный тезис подтверждают данные Росстата по структуре малых предприятий, зарегистрированных в РФ.

Наиболее распространенными направлениями деятельности малых  предприятий в России являются торговля, обрабатывающие производства, строительство. Эти организации развиваются ускоренными темпами и в последствии при правильной финансовой стратегии могут перерасти в крупные компании.

Несколько другая основа создания у малых предприятий, возникающих в рамках производственной кооперации с крупными
промышленными компаниями. Речь идет о так называемых спин-офф компаниях или «отпочковавшиеся» от головной фирмы подразделениях, в первую очередь удовлетворяющих потребности того производства, на базе которого они были созданы.

Создание малых предприятий на базе действующих производств используется в металлургии, химической, оборонной промышленности, машиностроении, других отраслях.

Целями создания малых предприятий в этом случае выступают:

  • создание новой технологии для существующего производства либо сторонних заказчиков;
  • производство на основе имеющейся технологии иной номенклатуры товаров и тестирование ее на существующем рынке;
  • формирование и отработка новых рыночных ниш для выпускаемой продукции и другие.

Малые предприятия могут также сотрудничать с крупными на условиях аутсорсинга и субконтрактинга.

Аутсорсинг (outsourcing от англ. outside resource using – использование внешних ресурсов) – передача отдельных бизнес-функций, например, информационных, финансовых, кадровых, внешней организации, располагающей соответствующими ресурсами, на основе долгосрочного соглашения.

Аутсорсинг бизнес-процессов обусловлен потребностью организации сосредоточить основные усилия на развитии ключевых направлений ее деятельности.

Субконтрактинг (субконтрактация) – одна из форм промышленного аутсорсинга и вид производственной кооперации, при которой контрактор (заказчик) передает часть производственного цикла субконтракторам (поставщикам, субподрядчикам) – специализированным предприятиям, производящим комплектующие, выполняющим работы, услуги.

Своя специфика управления финансами есть у малых предприятий, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным
учреждениям, либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.

В последнее время в областях высоких технологий (компьютерной технике, системах информации, электронике и других) формируется такой тип предприятий малого бизнеса, как венчурная фирма или стартап.

Венчурные фирмы создаются для реализации инновационной идеи производства новой технологии или продукта и с привлечением рискового капитала венчурного фонда или частных инвесторов (венчурного образования).

Стартап (от англ. startup company, startup – «начало процесса») – молодая компания, осуществляющая и масштабирующая свой бизнес-проект до момента покупки его крупным игроком рынка.

Стартапинг – интересная и перспективная форма малого бизнеса, о которой можно узнать в специализированных изданиях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)