Содержание понятия государственный сектор в современной экономике

На сегодняшний день в науке общепризнанным считается тезис о необходимости участия государства в хозяйственной жизни страны.

Государство в лице органов власти разных уровней осуществляет функции анализа, планирования, регулирования и контроля, но не ограничивается ими. В экономике развитых стран немаловажным звеном выступает так называемый государственный сектор.

Интересно
Теоретическое обоснование роли государства в современной рыночной экономике разработал американский экономист П. Самуэльсон, ставший в середине 1950-х гг. одним из основоположников теории общественного блага и неокейнсианства. Исследуя экономические кризисы, в которых «невидимая рука рынка» не может действовать эффективно, он пришел к выводу о необходимости воздействия государства на макроэкономические показатели с целью снятия отрицательных последствий действия рыночных механизмов.

В России исторически государство всегда выступало в роли крупного хозяйствующего субъекта, владеющего собственными предприятиями и влияющего, в том числе через их деятельность, на экономику. Однако, современные трактовки понятия «государственный сектор» не замыкаются на имущественном комплексе, находящимся в государственной собственности.

Более того, содержание этого понятия остается дискуссионным в экономической науке.Так, в «Современном экономическом словаре» приведено следующее определение: «государственный сектор экономики – совокупность, проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми и нанимаемыми ими лицами».

В учебнике «Экономика и финансы общественного сектора» структура национальной экономики подразделяется на три сектора: государственный, предпринимательский и некоммерческий.

При этом к видам деятельности государственного сектора отнесены:

  • оказание услуг (общественных благ) общегражданского характера;
  • виды деятельности по развитию экономики;
  • предоставление социальных благ и услуг.

Тем самым государственный сектор определяется с точки зрения решаемых задач и отождествляется с общественным сектором экономики в соответствии с теорией общественного блага П. Самуэльсона.

Исследователи Высшей школы экономики полагают, что общественный сектор – это не только предприятия и учреждения,
находящиеся в собственности государства.

Важнейшим видом ресурсов в рыночной экономике являются денежные средства. Поэтому ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы, прежде всего государственный бюджет, его доходы и расходы.

В системе национальных счетов 2008 года (СНС-2008) представлены центральные, региональные и местные органы управления, включая фонды социального обеспечения, которые ими контролируются. При этом совокупность всех эти единиц выделяется в особый блок национальной экономики, который определяется в качестве сектора государственного управления.

Таким образом, государственный сектор экономики на сегодняшний день можно охарактеризовать как:

  • часть общественного сектора экономики, предоставляющего социальные услуги и компенсирующего тем самым «провалы» рынка;
  • агрегированный параметр, содержащий совокупность всех органов государственной власти и управления и оказывающий влияние на экономику посредством государственных финансов;
  • экономическая деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми и нанимаемыми ими лицами, включая государственные корпорации.

Все эти подходы объединяет то, что государственный сектор строится и функционирует на основе использования бюджетных средств.

В начале XXI в. процессы реформирования бюджетных отношений и совершенствования бюджетного учета охватили многие страны мира, заинтересованные в достижении макроэкономической стабильности и обеспечении устойчивого роста национальных экономик.

Цель данных преобразований – повышение прозрачности бюджетно-налоговой сферы, которая усиливает подотчетность ответственных лиц, вероятность прогнозов, реализуемость программ, планов социально-экономического развития, обоснованность составления бюджетов и отчетов об их исполнении на всех уровнях государственного и муниципального управления.

Одновременно в общественном сознании происходит трансформация в восприятии государства как «ночного сторожа», о которой когда-то говорил А. Смит, к видению его в качестве основного субъекта социальных гарантий и повышения качества жизни. Доля общественных благ, которые производит государственный сектор, постоянно возрастает относительно частных благ.

Увеличение производства общественных благ приводит к устойчивому росту государственных расходов, что в свою очередь ведет к необходимости поиска возможностей эффективного использования имеющихся ресурсов. Эти тенденции оказывают существенное влияние на государственные организации и стимулируют их к оптимизации затрат. При этом усиливается внимание к бюджетированию, финансовому планированию и достоверности финансовой информации.

В настоящее время во многих странах, в том числе в России, все более заметным становится повышение требований к управлению эффективностью в государственном секторе, что связано с необходимостью усиления контроля над целевым использованием государственных средств, а также к формулированию соответствующих показателей эффективности.

Интересно
Интересен опыт в этом направлении развитых стран. Например, в Великобритании государственный сектор характеризуется централизованным управлением эффективностью – национальный индикатор эффективности состоит из 188 целей. В Канаде и Австралии также разработан достаточно широкий набор формальных индикаторов и требований к эффективности. В Нидерландах ассоциация муниципалитетов разработала публичную систему показателей эффективности, которую любой гражданин может использовать для сравнения и оценки организаций государственного сектора.

Важным аспектом эффективности в государственном секторе являются не только количественные, но и качественные показатели. В первую очередь это касается таких сфер, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение и др.

Все чаще специалисты организаций государственного сектора обращаются за оценкой качества к потребителям услуг. Эта оценка показывает, в каком объеме и на каком уровне организация удовлетворяет имеющуюся потребность, то есть насколько она эффективна в осуществлении деятельности, на которую государство выделяет соответствующие бюджетные ресурсы.

Эффективность сегодня является одним из самых востребованных научных понятий. Наиболее часто она трактуется, как соотношение понесенных затрат и полученных результатов функционирования системы. Однако, государственный сектор имеет дело не с частными благами, а с общественными, и это накладывает свой отпечаток на понятие эффективности в государственном секторе.

По мнению специалистов, при определении эффективности организаций и учреждений государственного сектора в первую очередь следует обращать внимание не на экономический эффект, а на соответствие результатов целям, поставленным в планах, а именно на степень выполнения поставленных перед ними стратегических и тактических задач.

Кроме того, в государственном секторе комплексное содержание эффективности подразумевает как экономическую эффективность, так и общественно-экономическую и общественную эффективность. Первые два вида эффективности показывают прямые результаты деятельности организаций государственного сектора. Общественная или социальная эффективность подразумевает отсроченные результаты, которые проявятся со временем в общем повышении качества жизни населения.

Иными словами, при оценке эффективности государственного сектора в современной экономике необходимо брать во внимание оптимальный объем и нацеленность бюджетных расходов, целью которых выступают непосредственные тактические результаты и отсроченные стратегические результаты, имеющие важное социальное значение.

Таким образом, в настоящее время государственный сектор активно реформируется в сторону повышения эффективности бюджетных расходов, что обуславливает активное внедрение и использование инструментария финансового менеджмента в государственном секторе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)