Элементы финансового менеджмента в государственном секторе

Одним из известных экономистов, проводивших фундаментальные исследования в области государственных финансов, является Р.А. Масгрейв. В работе «Государственные финансы: теория и практика» он обобщил основные элементы и задачи управления государственными финансами: обеспечение предоставления общественных благ, достижение справедливого распределения доходов, оптимизация налоговой системы, структуризация государственного долга, международная финансовая координация, финансирование развития.

В XXI веке главной целью финансового менеджмента в госсекторе остается эффективное и ответственное управление общественными финансами, то есть предоставление общественных услуг высокого качества при повышении результативности бюджетных расходов.

Однако, в связи с новыми вызовами большее внимание должно уделяться комплексному прогнозированию, эффективному
бюджетированию и распределению финансовых ресурсов. Данные направления рассматриваются как приоритетные во многих странах, поскольку правительства пытаются сохранять финансовую устойчивость в волатильной глобальной экономической среде.

Комплексное прогнозирование подразумевает использование системы научных прогнозов социального, научно-технического, экономического, демографического развития государства, объемов его природных ресурсов и состояния окружающей среды, подкрепленных частными прогнозами – отраслевыми, региональными, функциональными. На этой основе создаются и дорабатываются проекты бюджетов всех уровней.

Важным элементом финансового менеджмента в госсекторе сегодня является бюджетирование, нацеленное на результат. Это такой способ построения бюджетного процесса, при котором расходы формируются не из плановых расчетов или необходимости, а в зависимости от цели расходов и предполагаемого результата выделения данного объема средств (см. табл. 22).

Элементы финансового менеджмента в государственном секторе

При бюджетировании, ориентированном на результат, каждая задача рассматривается в виде закрытого проекта, в описание (бюджет) которого вносится информация о цели, сути, описании планируемого результата, расчете ресурсов, необходимых для обеспечения этого результата, и метриках оценки результативности.

Тем самым данный тип бюджетирования базируется на возросшей ответственности отдельных государственных учреждений, уровней бюджета, повышением их самостоятельности в достижении значимых результатов.

Интересно
Учитывая поставленные перед Российской Федерацией стратегические цели развития и подготовленные для их достижения национальные проекты, как никогда ранее усиливается значение такого элемента финансового менеджмента, как эффективное распределение бюджетных средств. Оно предполагает соблюдение финансовой дисциплины, то есть прозрачность затрат, строгий контроль соотношения цены и качества.

На практике это означает, что финансисты в государственном секторе должны обосновать, что бюджеты сформированы в соответствии с целями проводимой политики, что выбор поставщиков является оптимальным, финансовая отчетность достоверной и конечный потребитель услуг получает оптимальный результат.

Большое внимание на сегодняшний день уделяется совершенствованию учета и отчетности в финансовом менеджменте государственного сектора. И здесь традиционный инструментарий, используемый в бизнесе, дополняется широким вовлечением экспертного сообщества на основе информационных технологий при реализации проектов.

В качестве примера можно привести Public Sector Pioneer Network, разработанную Международным советом по интегрированной отчетности (The International Integrated Reporting Council – IIRC) для государственного сектора.

В Российской Федерации Министерством финансов была разработана методика оценки качества финансового менеджмента на основе бюджетной отчетности.

Соответствующий приказ от 29 декабря 2017 г. № 264н «О формировании отчета Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета» вступил в силу с 1 июля 2018 года.

Согласно Положению, утвержденному данным приказом, Министерство финансов на основе полученных из отчетности данных рассчитывает по каждому главному администратору средств федерального бюджета итоговую оценку качества финансового менеджмента (Ib) из 5 составляющих: качество управления расходами бюджета, управления доходами бюджета, качество ведение учета и составления бюджетной отчетности, качество организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также качество управления активами:

Элементы финансового менеджмента в государственном секторе

где Si – вес i-го направления оценки качества финансового менеджмента; Ii – направление оценки (см. табл. 23).

Элементы финансового менеджмента в государственном секторе

На основе проведенного анализа и выделенных элементов управления финансами можно представить систему финансового менеджмента в государственном секторе (см. рис. 5).

Элементы финансового менеджмента в государственном секторе

Для того, чтобы система финансового менеджмента в государственном секторе успешно функционировала, необходимо
постоянно обновлять и модернизировать ее элементы, особенно в современных условиях, когда регулярно возникают новые факторы, требующие изменений. Генеральная цель финансового менеджмента в государственном секторе – повышение благосостояния населения – требует своевременного отклика на эти изменения и соответствующих шагов по его совершенствованию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)