Налоговый кодекс РФ и его совершенствование
Исходный момент функционирования действующей налоговой системы в 1992 г. можно считать началом первого этапа радикального реформирования налоговой системы России, в ходе которого была разработана и принята принципиально новая система налогов рыночного типа.
В последующие годы в нее вносились отдельные изменения: вводились новые и отменялись некоторые действующие налоги, изменялись налоговые ставки, перечень льгот и т.д.
Несмотря на это, налоговая система продолжает оставаться ориентированной на потребности бюджетного финансирования, т.е. на реализацию преимущественно фискальной функции. Это снижает эффективность ее функционирования, поскольку высокая налоговая нагрузка подавляет стремление налогоплательщиков к деловой активности. При этом доходы государства, получаемые от налоговой системы, все равно оказываются недостаточными для финансирования бюджета и инвестиционных программ.
Поэтому же с 1994 г. стала очевидной необходимость дальнейшего реформирования налоговой системы. Налоговая реформа должна решить следующие основные задачи:
- построение справедливой, стабильной, понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового пространства;
- развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
- создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России;
- формирование единой налоговой правовой базы, совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения и улучшение налогового администрирования.
Перечисленные задачи могут быть решены путем ликвидации неэффективных налогов, сокращения налоговых льгот, урегулирования прав, обязанностей и ответственности плательщиков и налоговых органов, улучшения собираемости налогов.
Комплексное решение задач достигается путем разработки и введения Налогового кодекса РФ.
Налоговый кодекс (НК) — это единый нормативный акт, охватывающий все вопросы, касающиеся налогообложения.
Он состоит из двух частей. Первая или общая часть НК регулирует общие вопросы налогообложения и обеспечивает правовой фундамент построения налоговой системы. В ней изложены общие принципы налогообложения, порядок обжалования действий налогового органа и его должностных лиц, налоговые нарушения и ответственность за них, порядок производства и рассмотрения дел о налоговых нарушениях и др.
Первая часть НК РФ была принята в виде закона в 1998 г. с изменениями и дополнениями, внесенными в 1999 г. Эти годы можно считать началом второго этапа реформирования налоговой системы.
Принимая во внимание, что основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц и др.) в значительной степени выполняют свои задачи и апробированы в большинстве стран, переход на НК предусматривал не кардинальные изменения действующей налоговой системы, а ее эволюционное преобразование путем устранения имеющихся недостатков.
Согласно НК в стране сохраняется трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги. Этим налогам посвящена вторая — специальная часть НК, три раздела которой излагают конкретный порядок налогообложения по соответствующим группам налогов и сборов.
По федеральным налогам Кодекс устанавливает все элементы налогообложения — состав налогоплательщиков, объекты налогообложения, налоговую базу, ставки, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты.
По региональным налогам и сборам в Кодексе устанавливаются общие для всех субъектов РФ и органов местного самоуправления элементы налогообложения.
Ставки налогов в пределах установленного диапазона, порядок и сроки уплаты, льготы и формы отчетности регламентируются законами субъектов РФ или законодательными актами органов местного самоуправления.
В 2001 г. начали действовать главы второй части НК, посвященные НДС, акцизам, налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу, в 2002 г. — главы по налогу на прибыль организаций и налогу на добычу полезных ископаемых, в 2003 г. — главы по транспортному налогу, упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в 2004 г. — по налогу на имущество организаций и др. Завершение процедур по принятию остальных глав Налогового кодекса ожидается в 2005 г.
С 2005 г. НК установил закрытый перечень из 15 налогов.
Изменения в составе косвенных налогов были связаны прежде всего с вводом налога с продаж, который действовал в большинстве субъектов РФ до 2003 г.
- Поддержка экспортного производства и стимулирование экспорта
- Государственная монополия внешней торговли: механизм ее осуществления и последствия
- Проблемы повышения эффективности внешних связей и изменение положения России в международном разделении труда
- Эволюция внешней торговли России и СССР (1911-1991 гг.)
- Прогнозирование инвестиционно-фондовых процессов
- Прогнозирование коэффициентов прямых затрат
- Прогнозирование структуры экономики
- Структурные элементы и этапы разработки комплексных социально-экономических прогнозов
- Структура и классификация прогнозных моделей
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу