Наиболее типичные консультативные запросы в рамках психологического обеспечения управления человеческими ресурсами
Консультирование в рамках психологического обеспечения управления человеческими ресурсами может относиться к:
- корпоративной политике в сфере управления человеческими ресурсами;
- планированию человеческих ресурсов;
- процедурам отбора и подбора персонала;
- эффективному использованию трудового потенциала работников;
- созданию условий, обеспечивающих высокопродуктивную индивидуальную деятельность, способствующих творчеству и новаторству;
- организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;
- разрешению конфликтов;
- улучшению атмосферы кооперации и сотрудничества в связи с вовлечением персонала в решение корпоративных задач и поддержания чувства ответственности за экономический успех фирмы;
- профессионально ответственному поведению и отношению работников;
- отклоняющемуся поведению персонала.
Понятно, что все эти проблемы имеют как психологический, так и юридический, организационный и экономический аспекты. Поэтому поиски психологических аспектов могут представлять определенную сложность.
Попытаемся уточнить направления психологического исследования проблемы на примере консультативной задачи по оптимизации корпоративной политики в сфере управления человеческими ресурсами. Под политикой в данном контексте будут пониматься основные принципы и нормы использования человеческих ресурсов в организации.
При подобном консультационном запросе алгоритм работы консультанта с проблемой выстраивается следующим образом:
- Уточнить консультативный запрос на основе беседы с клиентом (этап прояснения проблемы). Запрос может быть направлен на:
- Ф- исправление ситуации, которая ухудшилась («Нарастают проблемы с персоналом. Какие направления работы с персоналом целесообразно усилить?»);
- улучшение существующей ситуации («В полной ли мере учтены психологические аспекты, характеризующие функционирование системы человеческих ресурсов в рамках выработанной политики организации, которую она осуществляет в данной сфере?»);
- создание совершенно новой ситуации («Разработка политики в сфере управления человеческими ресурсами из-за изменившихся перспектив организации»).
Предположим, что результат данного этапа консультационного взаимодействия — выделение второй альтернативы в качестве консультационной задачи.
На втором этапе необходимо получить общую информацию об исследуемом явлении, опираясь на анализ документов и бесед с различными сотрудниками организации.
На основе имеющихся документов и изучения реальной ситуации составить представление о полноте отражения в системе принципов психологически целесообразных подходов к человеческим ресурсам и соответствии реальной практики декларируемой. Исследование, как правило, касается:
- Ф- системы найма (например, психологически различна практика найма с испытательным сроком, на долгосрочной или временной основе или с возможностью разрыва контракта и т. д.);
- Ф- практики отбора и подбора персонала, внутриорганизационных перемещений
и построения карьеры; - мотивации и стимулирования труда; использования механизмов социальной поддержки на предприятии;
- Ф- обучения и повышения квалификации;
- Ф безопасности и здравоохранения.
Психологически целесообразной может быть оценена практика, опирающаяся на равное уважение ко всем видам труда, на представление о человеке как носителе творческого потенциала, способного реализовать его в благоприятных организационных условиях, опирающаяся на системные представления о психических регуляторах его поведения.
По результатам второго и третьего этапов готовится информация для клиента «Как оно есть на самом деле».
В консультационном взаимодействии уточняются критерии оптимизации ситуации на основе баланса «должного» (привязки к общей стратегии организации)», «желаемого» (идеальной модели) и «возможного» (ограничений, обусловленных экономическим положением организации, состоянием внешней среды и т. д.). Важно иметь в виду, что критерии оптимизации могут вырабатываться в коллективном взаимодействии представителей управленческой команды, причастной к выработке стратегии и политики организации в различных сферах ее жизнедеятельности. Консультант в этой ситуации совмещает роли эксперта и фасилитатора.
Выдвигаются предложения об изменениях, вырабатываются конкретные решения.
Клиентом принимаются решения и намечаются мероприятия по реализации изменений.
Завершающий этап — контроль изменений и оценка их эффективности.
- Как оптимизировать внедрение психологического обеспечения управления человеческими ресурсами
- Психологическое обеспечение планирования карьеры и внутриорганизационных перемещений
- Планирование карьеры как партнерское взаимодействие
- Психологическое обеспечение расстановки персонала и планирования карьеры
- Психологическое обеспечение инновационной деятельности организации
- Оценка эффективности мероприятий по повышению квалификации и переподготовке специалистов
- Психологическая поддержка благоприятного для образования климата организации
- Психологические аспекты оптимизации методов подготовки персонала
- Обоснование содержания программ подготовки и повышения квалификации с точки зрения психологических закономерностей обучения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу