Непрерывность процесса медиаинноваций

Эпоха развития человечества, предшествовавшая появлению первых средств массовой информации, как показывает историческая ретроспектива, обрекала все, даже самые великие достижения человеческого ума на длительное забвение и использование их лишь в рамках той местности, в которой они были совершены.

Для примера достаточно упомянуть тот факт, что первый печатный станок появился впервые отнюдь не в Европе в середине XV в., а гораздо ранее — в 868 г. в Китае, где для каждой страницы тиражируемой книги вырезалась деревянная форма. Первой существовавшей не в единственном экземпляре книгой в Китае стал буддистский трактат, в Европе же на целых шесть веков позднее, — разумеется, Библия.

Но в Китае дело не пошло далее печати книг, в Европе же книги стали лишь «пробой пера» для печатного ремесла: здесь уже через полвека после изобретения Гутенберга началось производство и распространение периодических изданий, и именно это предопределило дальнейший прогресс человечества во всех областях знаний.

Интересно
Почему же человечество настолько — на целых шесть веков опоздало с распространением одного из своих величайших изобретений? Исследователи полагают, что это произошло из-за отсутствия аудитории для печатных СМИ в Китае в то время. Во-первых, государство в Китае, исходя
из постулата расположения в центре мироздания и собственного превосходства надо всем остальным миром, обладало характером замкнутости: в китайском обществе было принято относиться с пренебрежением к вероятным достижениям человечества в других частях света и одновременно соблюдать секретность в отношении собственных достижений.

Во-вторых, экономика страны развивалась как вполне самодостаточная во всех отраслях. В-третьих, предприниматели в Китае находились на низшей, в сравнении даже с крестьянами, ступени иерархической лестницы, — поскольку не производили материальных благ, и еще и поэтому печатная периодика попросту не нашла бы своего потребителя здесь.

Поэтому, считают ученые, «пресса является продуктом исключительно европейской цивилизации, тогда как полиграфия – китайской». Но несмотря на то, что печатная отрасль в течение долгих эпох оставалась единственной основой для производства средств массовой информации, всё претерпевает изменения, и с наступлением Интернета печать также утрачивает былое назначение и смысл.

Тем более, что сам масштаб развития мировой сети уже к концу XX в. поражал воображение: многим поначалу казалось, что газетам и журналам остаются считанные годы. Считалось, что и радио с телевидением недолго протянут. Отдельные печатные издания и целые издательские дома, а также радио- и телевизионные редакции и концерны сотрясали глобальные катаклизмы, происходившие в ходе глобальных же процессов конвергенции и дигитализации.

Свою роль, особенно в жизни печатных СМИ, с началом XXI в. играют мобильные устройства: молодые поколения потребителей информации предпочитают очевидные удобства их использования трудозатратам на переворачивание газетных и журнальных страниц, просматривание и прослушивание теле- и радиопередач. «Такое ощущение, что мобильные устройства в равной степени разрушили все сегменты медиа.

Телевидение и кабельное телевидение это затронуло в последнюю очередь, но теперь и они последовали за газетами, музыкой, книгами,журналами, электронной коммерцией и розничной торговлей, — заявил в 2016 г. в интервью Financial Times президент Hearst Magazines Дэвид Кэри (David Carey). — Apple продала не 80 млн. телефонов, а 80 млн. персональных телевизоров, которые можно использовать для показа видео».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)