Модульное построение образовательной программы

Образовательные стандарты нового поколения (ФГОС ВО) определяют требование формирования содержания образования на основе компетентностного подхода. Разработка основной образовательной про- граммы с учетом профессиональных стандартов позволяет конкретизировать это содержание с учетом формулировок, описывающих специальные профессиональные умения, необходимые для решения основных профессиональных задач.

При этом само понимание компетенции как способности решать задачи определенного типа на уровне предъявляемых к их решению требований с учетом знаниевого, ориентировочного, операционального и опытного компонентов (В.С. Лазарев) создает условия для разработки не только содержания, но и форм организации образовательного процесса в структуре модульного учебного плана.

Модуль представляет собой полноценный компонент образовательной программы, завершенный по содержанию и по времени изучения. Он объединяет дисциплины и практики в рамках общих целей и результатов образования. Методическая составляющая модуля характеризуется единством используемых технологий обучения и форм организации учебного процесса. Модульная организация включает два взаимосвязанных блока – освоение предметного и деятельностного содержания.

В этом понимании основу для проектирования модулей составляет со- держание компетенций и компетентностная модель подготовки выпускника. При этом содержание компетенции, выстроенной в четрырехкомпонентой модели (знаниевый, ориентировочный, операциональный, опытный компоненты) позволяет проектировать и технологическую часть образовательной программы, т. е. разрабатывать формы организации учебного процесса (лекции, семинары, практические занятия, практикумы, различные виды практики).

Именно в этом понимании логично выстраивается система практической подготовки, предложенная в новых нормативных документах.

Интересно
Практическая подготовка рассматривается как форма реализации образовательной деятельности непосредственно в рамках практики и других компонентов учебного плана – учебных предметов, курсов и т. д. Основанием для отнесения этих компонентов к практической подготовке является содержание деятельности, которое должно быть связано с выполнением трудовых действий в рамках будущей профессии.

Определение этого содержания происходит на основе проектирования опыта решения конкретной учебной задачи – формулируется набор знаний для ее решения (когнитивный компонент), способы и методы для ее решения – постановка цели, выбор методов, оценка качества результата, выбор критериев качества и т. д. (ориентировочный компонент), набор операций и последовательность действий (операциональный компонент) и примеры возможного применения умений в учебной, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности.

Можно привести пример разработки одного из модулей основной образовательной программы по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Модуль «Психолого-педагогический» объединяет дисциплины и практики, которые направлены на формирование у обучающихся общепрофессиональных и профессиональных компетенций и является основополагающим для будущей профессональной деятельности учителя. Организация содержания образования выстраивается на деятельностной основе. Цель формулируется как овладение способами профессиональной деятельности, способами решения профессиональных задач через освоение содержание всех компонентов модуля.

Содержание дисциплин включает теоретико-методологические основания педагогической деятельности на основе положений психологии и педагогики, освоение способов организации учебно-воспитательного процесса с учетом психофизиологических и психологических особенностей обучающихся и их образовательных потребностей.

В ходе изучения дисциплин и прохождения практик происходит формирование умений анализировать, проектировать, планировать и оценивать педагогическую деятельность по развитию, обучению и воспитанию подрастающего поколения в соответствии с требованиями образовательных стандартов, достижениями современной психолого-педагогическойнауки и практик.

При проектировании содержания данного модуля первоначально определялось содержание каждой компетенции, входящей в этот модуль, затем формулировалось содержание каждой дисциплины и практики, входящих в данной модуль с учетом всех компетенций.

Деятельностный компонент модуля проявляется не только в системе организации непосредственной практики в образовательных организациях, но и в использовании современных образовательных технологий – групповые формы работы, решение задач, модульный принцип построения дисциплины, рейтинговый контроль качества, основанный на накопи- тельной системе оценки, непрерывной аттестации, тестового контроля и т. д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)