Модели описания коммуникативного поведения
Опыт исследований показывает, что для описания коммуникативного поведения могут быть использованы следующие модели: ситуативная, аспектная, параметрическая. Ситуативная модель предполагает описание коммуникативного поведения народа в рамках стандартных коммуникативных ситуаций (приветствие, извинение, выход из общения, вступление в конфликт и т.п.) и коммуникативных сфер (общение в гостях, общение в коллективе, общение по телефону, общение с детьми и т.п.).
В ситуативной модели рассматривается вербальное, невербальное коммуникативное поведение и социальный символизм, поскольку они репрезентируют разнотипные коммуникативные средства, используемые в несовпадающих коммуникативных ситуациях и сферах.
Параметрическая модель предполагает достаточно формализованное описание коммуникативного поведения на основе некоторой заданной исследователем совокупности факторов, параметров и признаков, по которым может быть описано коммуникативное поведение любого народа.
В рамках этой модели выделяются коммуникативные факторы, коммуникативные параметры и коммуникативные признаки. Основой описания являются коммуникативные признаки (действия, факты), выделенные на эмпирической основе, на базе фактического сопоставительного материала.
Эти признаки систематизируются, обобщаются в параметры, а параметры – в факторы. Таким образом получается обобщенная модель коммуникативного поведения народа, построенная снизу вверх и представляющая собой обобщение выявленных особенностей национального коммуникативного поведения. В параметрической модели вербальные и невербальные коммуникативные признаки рассматриваются в совокупности, причем в рамках одних и тех же параметров.
Параметрическое описание коммуникативного поведения может осуществляться в двух вариантах:
- содержательном (раскрывается содержание каждого параметра через перечисление коммуникативных признаков, характеризующих тот или иной параметр коммуникативного поведения в конкретной коммуникативной культуре, с приведением соответствующих параметров);
- формализованном (описываются только конкретные параметры с использованием единиц принятого метаязыка: к примеру: проблемность общения – высокая; коммуникативная приветливость – невысокая и т.д.).
Формализованный вариант предпочтительнее, когда надо сопоставить различные коммуникативные культуры по одной модели, содержательный вариант – когда надо описать коммуникативное поведение отдельного народа. Оба варианта могут быть совмещены в одном описании. Параметрическая модель является в принципе теоретической базой описания коммуникативного поведения любого народа, а ситуативная и аспектная модели дают материал для обобщения, используемый при создании параметрического описания коммуникативного поведения. Таким образом, все три модели дополняют друг друга.
Описание коммуникативного поведения любого народа начинается с ситуативной модели:
- описывается то, что наблюдается в общении народа;
- параметрическое описание – завершающий этап, обобщение эмпирических данных, выявленных в рамках ситуативной модели.
Параметрическая модель удобна для сопоставления, а также для выявления доминантных черт коммуникативного поведения народа. Ситуативная модель более удобна для дидактических целей, для целей обучения, а также для полного, развернутого представления коммуникативного поведения какого-либо народа. Аспектная модель носит промежуточный характер. Ситуативная модель наиболее содержательна, информативна и удобна для начального этапа исследования, параметрическая же в ее формализованном виде позволяет кратко подвести итоги исследования.
- Параметры сопоставления психологической идентичности
- Понятие национального характера
- Понятие идентичности и ее виды
- Личность как носитель лингвокультуры
- Языковая личность и ее структура
- Коммуникативное поведение и культура
- Понятие коммуникативного поведения
- Невербальные элементы коммуникации и их национальная специфика
- Специфика невербальной коммуникации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу