Понятие коммуникативного поведения
Термин «коммуникативное поведение» был введен в 1989 году, когда вышла в свет работа И.А. Стернина «Очерк русского коммуникативного поведения», в которой была предпринята попытка системного описания коммуникативного поведения одного народа. Автор этой работы определяет коммуникативное поведение как поведение (вербальное и сопровождающее его невербальное) личности или группы лиц в процессе общения, регулируемое нормами и традициями общения данного социума. Таким образом, коммуникативное поведение характеризуется определенными нормами.
К ним относятся:
- Общекультурные нормы общения – эти нормы характерны для всей лингвокультурной общности; они связаны с ситуациями самого общего плана, то есть со стандартными, повторяющимися: обращение, знакомство, извинение, комплимент, благодарность, разговор по телефону и т.п.
- Ситуативные нормы общения обнаруживаются в тех случаях, когда общение определяется конкретной экстралингвистической ситуацией, соответствующей вертикальному (вышестоящий – нижестоящий) общению или горизонтальному (равный – равный). Например, общение мужчины и женщины в русской культуре выступает как горизонтальное, а в мусульманской – как вертикальное.
- Групповые нормы отражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, возрастных, гендерных, социальных групп. Существуют особенности коммуникативного поведения женщин, юристов, преподавателей, родителей и т.д.
- Индивидуальные нормы отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида.
Коммуникативное поведение выступает в двух аспектах – вербальном и невербальном. Вербальный аспект связан с речевыми формами выражения мысли, невербальный – с неречевыми, но участвующими в коммуникации (жест, мимика, поза, дистанция и т.д.).
К коммуникативному поведению относится и социальный символизм, под которым понимается отражение в сознании людей семиотической функции. Эту функцию могут приобретать определенные факты, события, поступки. Социальный символизм выступает как компонент национальной культуры.
Прием гостя на кухне – символ дружеских доверительных отношений в России, в других культурах прием на кухне такого смысла не имеет. Четное число цветов в букете символизирует у русских траурное назначение букета, а у многих других народов – нет. Необходимо иметь в виду, что социальный символизм многих явлений и предметов быстро меняется: например, символом зажиточности в России не так давно были автомобиль и дача, в настоящее время – это иномарка и коттедж.
- Параметры сопоставления психологической идентичности
- Понятие национального характера
- Понятие идентичности и ее виды
- Личность как носитель лингвокультуры
- Языковая личность и ее структура
- Модели описания коммуникативного поведения
- Коммуникативное поведение и культура
- Невербальные элементы коммуникации и их национальная специфика
- Специфика невербальной коммуникации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу