Понятие коммуникативного поведения

Термин «коммуникативное поведение» был введен в 1989 году, когда вышла в свет работа И.А. Стернина «Очерк русского коммуникативного поведения», в которой была предпринята попытка системного описания коммуникативного поведения одного народа. Автор этой работы определяет коммуникативное поведение как поведение (вербальное и сопровождающее его невербальное) личности или группы лиц в процессе общения, регулируемое нормами и традициями общения данного социума. Таким образом, коммуникативное поведение характеризуется определенными нормами.

К ним относятся:

  1. Общекультурные нормы общения – эти нормы характерны для всей лингвокультурной общности; они связаны с ситуациями самого общего плана, то есть со стандартными, повторяющимися: обращение, знакомство, извинение, комплимент, благодарность, разговор по телефону и т.п.
  2. Ситуативные нормы общения обнаруживаются в тех случаях, когда общение определяется конкретной экстралингвистической ситуацией, соответствующей вертикальному (вышестоящий – нижестоящий) общению или горизонтальному (равный – равный). Например, общение мужчины и женщины в русской культуре выступает как горизонтальное, а в мусульманской – как вертикальное.
  3. Групповые нормы отражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, возрастных, гендерных, социальных групп. Существуют особенности коммуникативного поведения женщин, юристов, преподавателей, родителей и т.д.
  4. Индивидуальные нормы отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида.

Коммуникативное поведение выступает в двух аспектах – вербальном и невербальном. Вербальный аспект связан с речевыми формами выражения мысли, невербальный – с неречевыми, но участвующими в коммуникации (жест, мимика, поза, дистанция и т.д.).

К коммуникативному поведению примыкает социально и коммуникативно значимое бытовое поведение – совокупность предметно-бытовых действий людей, получивших в данном обществе, в данной лингвокультурной общности смысловую интерпретацию и тем самым участвующих в коммуникации.

К коммуникативному поведению относится и социальный символизм, под которым понимается отражение в сознании людей семиотической функции. Эту функцию могут приобретать определенные факты, события, поступки. Социальный символизм выступает как компонент национальной культуры.

Например, немецкая хозяйка убирает вино, принесенное гостями в качестве подарка, что русскими рассматривается как проявление жадности, скупости. В немецкой культуре полученное в качестве подарка вино рассматривается как сувенир. Следовательно, один и тот же факт бытового общения получает разную коммуникативную интерпретацию в разных культурах.

Прием гостя на кухне – символ дружеских доверительных отношений в России, в других культурах прием на кухне такого смысла не имеет. Четное число цветов в букете символизирует у русских траурное назначение букета, а у многих других народов – нет. Необходимо иметь в виду, что социальный символизм многих явлений и предметов быстро меняется: например, символом зажиточности в России не так давно были автомобиль и дача, в настоящее время – это иномарка и коттедж.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)